В Москве, в Театральном центре на Страстном открылся Международный театральный фестиваль моноспектаклей. Он называется "Соло" и продлится до 15 октября. Солировать будут 19 артистов из Америки, Франции, Италии, Германии, Израиля, Болгарии, Грузии, Украины, Армении и Литвы. Первым на сцену поднялся Алексей Девотченко: он показал спектакль из программы "Камертон" - "Концерт Саши Черного для фортепиано с артистом".
О фестивале "Соло" обозревателю Радио Свобода рассказал директор Центра на Страстном Михаил Пушкин:
- Отбор тут очень простой. Чтобы понимать точку отсчета и планку, до которой должны дотянуться моноспектакли, мы придумали программу, которая называется "Камертон. Легендарные спектакли ХХ века". Это как раз Девотченко, это Женя Гришковец, который играет спектакль "Как я съел собаку", и это наша победа - спектакль Реджепа Митровицы "Дневники Вацлава Нижинского", который он специально восстанавливает для этого фестиваля. Необходимо соотносить то, что происходит - когда подается 150 заявок на 150 спектаклей, которые мы не имеем возможности отсмотреть живьем и смотрим диски. Мы начинаем очень честный, по гамбургскому счету, разговор – о том, кто станет победителем этого фестиваля. Победителем, который будет веками оставаться в нашей памяти: думаю, что в этом сезоне мы собрали лучшее, что есть в жанре. Фестиваль становится по-настоящему международным, по-настоящему интересным.
- Иногда мне кажется, что зрители не должны особенно интересоваться тем, что называется "моноспектакль". Декораций, как правило, нет; перемен нарядов не будет; отвлечься на какие-то другие лица других актеров - не получится… Все это должно оказаться довольно монотонным. Между тем, вы уже который год проводите фестивали "Соло", не отказываетесь от них. Значит, по части зрителей никаких проблем не возникает?
- Все, что касается режиссуры, сценографии, музыки, большой работы коллектива на одного человека - история все-таки вторичная. В первую очередь все равно смотрят на артиста. На того, кто представляет и заполняет собственной энергией не только сцену, но и зал. Если это случается, то для меня случается и театр. Если этого не случается - можно обставить себя мощнейшей динамичной сценографией, спецэффектами, полиэкранной режиссурой: останется удовольствие от технически хорошо сделанного спектакля. Но артист в этом, на самом деле, пропадает.
Моноспектакль - это очищенный жанр. Порой спектакли и режиссура, которая возникает сейчас - когда люди, не владеющие профессией, начинают ставить, - для меня сродни писательским опусам в ЖЖ: некая постоянная театральная графомания, где для того, чтобы выразить себя, человек привлекает все, что только внешне можно использовать в спектакле - от видеоряда до голограмм. А на самом деле человек просто не владеет профессией. Когда же артист один на площадке - тут уже нет места дилетантизму. Он один, он голый. И своими голыми нервами, голым нутром он должен взять зал и сделать его своим. Он должен победить на площадке. Это каждый раз поединок - и поединок, в общем-то, кровавый.
- Идут очень большие сокращения бюджетного финансирования театров. Не останемся ли мы теперь все с одними только спектаклями-соло? Ведь это - то немногое, что еще могут оплачивать директора театров: один актер, коврик и благодарный зритель.
- Какие проблемы? Пусть будет бедный театр, пусть будет один артист. Просто сроки фестиваля продлятся: он будет идти не 10 дней, а весь сезон. Пожалуйста, милости просим все репертуарные государственные бюджетные театры на нашу площадку, в программу "Соло".
О фестивале "Соло" обозревателю Радио Свобода рассказал директор Центра на Страстном Михаил Пушкин:
- Отбор тут очень простой. Чтобы понимать точку отсчета и планку, до которой должны дотянуться моноспектакли, мы придумали программу, которая называется "Камертон. Легендарные спектакли ХХ века". Это как раз Девотченко, это Женя Гришковец, который играет спектакль "Как я съел собаку", и это наша победа - спектакль Реджепа Митровицы "Дневники Вацлава Нижинского", который он специально восстанавливает для этого фестиваля. Необходимо соотносить то, что происходит - когда подается 150 заявок на 150 спектаклей, которые мы не имеем возможности отсмотреть живьем и смотрим диски. Мы начинаем очень честный, по гамбургскому счету, разговор – о том, кто станет победителем этого фестиваля. Победителем, который будет веками оставаться в нашей памяти: думаю, что в этом сезоне мы собрали лучшее, что есть в жанре. Фестиваль становится по-настоящему международным, по-настоящему интересным.
- Иногда мне кажется, что зрители не должны особенно интересоваться тем, что называется "моноспектакль". Декораций, как правило, нет; перемен нарядов не будет; отвлечься на какие-то другие лица других актеров - не получится… Все это должно оказаться довольно монотонным. Между тем, вы уже который год проводите фестивали "Соло", не отказываетесь от них. Значит, по части зрителей никаких проблем не возникает?
- Все, что касается режиссуры, сценографии, музыки, большой работы коллектива на одного человека - история все-таки вторичная. В первую очередь все равно смотрят на артиста. На того, кто представляет и заполняет собственной энергией не только сцену, но и зал. Если это случается, то для меня случается и театр. Если этого не случается - можно обставить себя мощнейшей динамичной сценографией, спецэффектами, полиэкранной режиссурой: останется удовольствие от технически хорошо сделанного спектакля. Но артист в этом, на самом деле, пропадает.
Когда же артист один на площадке - тут уже нет места дилетантизму. Он один, он голый. И своими голыми нервами, голым нутром он должен взять зал и сделать его своим
Моноспектакль - это очищенный жанр. Порой спектакли и режиссура, которая возникает сейчас - когда люди, не владеющие профессией, начинают ставить, - для меня сродни писательским опусам в ЖЖ: некая постоянная театральная графомания, где для того, чтобы выразить себя, человек привлекает все, что только внешне можно использовать в спектакле - от видеоряда до голограмм. А на самом деле человек просто не владеет профессией. Когда же артист один на площадке - тут уже нет места дилетантизму. Он один, он голый. И своими голыми нервами, голым нутром он должен взять зал и сделать его своим. Он должен победить на площадке. Это каждый раз поединок - и поединок, в общем-то, кровавый.
- Идут очень большие сокращения бюджетного финансирования театров. Не останемся ли мы теперь все с одними только спектаклями-соло? Ведь это - то немногое, что еще могут оплачивать директора театров: один актер, коврик и благодарный зритель.
- Какие проблемы? Пусть будет бедный театр, пусть будет один артист. Просто сроки фестиваля продлятся: он будет идти не 10 дней, а весь сезон. Пожалуйста, милости просим все репертуарные государственные бюджетные театры на нашу площадку, в программу "Соло".