Премиальный эффект рибосомы

Так выглядит структура малой субчастицы рибосомы, определенная Венкатраманом Рамакришнаном, нобелиатом-2009

Нобелевскую премию по химии за 2009 год получили американские ученые Венкатраман Рамакришнан и Томас Стейтц, а также израильтянка Ада Йонат. Нобелевский комитет оценил их работы по исследованию важнейшей части клетки - рибосомы.

В отличие от предыдущих двух премий - в области медицины и в области физики - высшая научная награда по химии в этом году присуждена за сравнительно новые работы. Нобелевский комитет остановил свой выбор на Венкатрамане Рамакришнане, Томасе Стейтце и Аде Йонат, которые изучали рибосому. Впервые получить структуру этой своеобразной машины по производству белков удалось только в 2000 году. Именно тогда стало понятно, как устроена эта часть клетки, которая создает необходимые белки.

В чем научное значение этого открытия? Об этом - профессор химического факультета МГУ, член-корреспондент РАН Ольга Донцова:

- Структуру рибосомы определили три человека. Аде Йонат дали премию за то, что она – своего рода пионер этих исследований. Томас Стейтц определил структуру большой субчастицы рибосомы, а Венкатраман Рамакришнан - структуру малой субчастицы рибосомы. И та, и другая субчастица вместе составляют целую большую рибосому; структура каждой из них - тоже своя огромная задача. Они содержат большое количество различных молекул - и очень большие молекулы РНК, и много белков. В отличие от всех известных структур, это очень сложный комплекс РНК и белков. Пожалуй, данные исследования - единственный пример, когда с помощью рентгено-структурного анализа была с точностью до атомов определена структура такого сложного биологического объекта.

- Несмотря на то, что американским и израильским ученым удалось сделать по-настоящему фундаментальное открытие, с их результатом сразу же связывают важную прикладную задачу - получение антибиотиков нового поколения. Как это зависит от изучения структуры рибосомы?

А открытие структуры рибосомы уже позволило создать принципиально новый антибиотик, которому аналога нет. В Америке это лекарство уже проходит последнюю стадию клинических испытаний

- Это открыло новые возможности для того, чтобы синтезировать принципиально другие антибиотики, к которым у бактерий еще нет привыкания. Как вы знаете, основная беда с антибиотиками, когда их применяют в течение длительного времени, – в том, что бактерии вырабатывают к ним устойчивость, и антибиотики перестают действовать. А открытие структуры рибосомы уже позволило создать принципиально новый антибиотик, которому аналога нет. В Америке это лекарство уже проходит последнюю стадию клинических испытаний.

- Некоторые эксперты довольно критично оценивают работу Нобелевского комитета последних лет. Как вы бы охарактеризовали выбор лауреатов в области химии в этом году?

- Очень положительно. Но я бы дала Нобелевскую премию не Аде Йонат, а еще одному выдающемуся американскому ученому - Харри Ноллеру. Он внес вклад не только в разрешение структуры рибосомы, но и в понимание того, как эта молекулярная машина работает.

- Соответствует ли изучение структуры рибосомы именно номинации в области химии? Не является ли это выдающимся результатом, скорее, в биологии?


- Мне кажется, структура рибосомы - вполне достойная премия по химии, потому что это структура молекулярного комплекса. Там все это видно с атомным разрешением, видны все функциональные группы. И, в общем, химия - понятие достаточно широкое.