Три года со дня убийства Политковской

В Москве прошла акция памяти Анны Политковской

7 октября 2006 года в Москве в подъезде дома на Лесной улице была застрелена обозреватель "Новой газеты" Анна Политковская. В июне Верховный суд РФ отменил оправдательный приговор в отношении предполагаемых пособников убийства журналистки и вернул дело в прокуратуру для проведения дополнительного расследования.

Во вторник шеф-редактор "Новой газеты" Сергей Соколов объявил, что в поле зрения следствия по делу об убийстве Политковской попали новые лица, а предполагаемый киллер Рустам Махмудов, объявленный в международный розыск, скрывался в одной из стран Евросоюза и мог быть арестован еще в апреле этого года.

Владимир Кара-Мурза: Сегодня день памяти Анны Политковской. На Чистопрудном бульваре в 16 часов 3 минуты ровно через три года после убийства журналистки был открыт траурный митинг. На нем скорбь о погибшей коллеге выразили ее друзья и единомышленники. Тем временем адвокаты стороны потерпевших по делу Политковской опровергают информацию о появлении в нем новых фигурантов. В среду ряд изданий сообщил, что новыми фигурантами дела об убийстве журналистки могут стать бывший сотрудник московского ГУВД Олег Шошин, который якобы следил за ней, и чеченский предприниматель Червоны Оглы. Кроме них, сообщило агентство "Росбалт", по тому же поводу следователи начали проверять четверых уроженцев Азербайджана и Дагестана, сейчас находящихся под стражей по обвинению в серии убийств на территории московского региона. По данным прессы, Шошин и Оглы были тесно связаны с главным свидетелем обвинения на предыдущем процессе об убийстве Анны Политковской Дмитрием Павлюченковым. Ход повторного следствия по делу об убийстве Анны Политковской, произошедшем ровно три года назад, мы обсуждаем с адвокатом потерпевших Анной Ставицкой. Удивила ли вас информация, появившаяся в ряде средств массовой информации, о появлении новых фигурантов по этому делу?

Анна Ставицкая: Честно сказать, меня не удивила эта информация, потому что я привыкла к тому, что когда какая-либо дата, годовщина смерти, то обязательно появляется в средствах массовой информации какая-либо информация о том, что кто-то найден, кто-то привлечен, появились новые фигуранты и что-то такое происходит со следствием. Поэтому я в принципе ожидала, что что-то должно произойти - либо заявление следователей, либо заявление генерального прокурора, либо какая-либо подобная информация. Поэтому меня это не очень удивило. Но я пока не могу сказать, правдивая эта информация или неправдивая, а потому пока я не увижу официальных документов - а с точки зрения уголовно-процессуального кодекса, это постановление о привлечении в качестве обвиняемых этих лиц, - то я не могу сказать, что следствие продвинулось по этому поводу в каком-то направлении. Пока я такой информацией не располагаю, пока мы даже до сих пор не допущены к делу.

Владимир Кара-Мурза: Сергей Соколов, заместитель главного редактора "Новой газеты", та же невысокого мнения о качестве появившейся информации.
Никак не мог представить, что достаточно большое количество серьезных изданий пользуются информацией из некачественной прессы

Сергей Соколов: Никак не мог представить, что достаточно большое количество серьезных изданий пользуются информацией из некачественной прессы. Все, что рассказано, на мой взгляд, к действительности имеет весьма отдаленное отношение. Я имею в виду в данном случае ту информацию с конкретными фамилиями, которую сегодня везде публиковали. Я, допустим, говорил о том, что появились лица дополнительные, которых можно проверять на причастность, следствие с этим работает, безусловно. За тот год, что шел процесс, следствие на месте не стояло. Но те фамилии, которые стали сейчас появляться на страницах разных газет и даже государственных телеканалов, и в том контексте, в котором они представлены... у меня такое впечатление, что это отработка, сознательная утечка информации, отработка позиции адвокатов одного из подозреваемых по делу. Очень странно, что достаточно большое количество серьезных изданий на это дело пошло.

Владимир Кара-Мурза: Как по вашим наблюдениям, за три года, прошедших со дня убийства, расширился ли круг версий у следствия или оно постепенно зашло в тупик?

Анна Ставицкая: Вы знаете, я даже не могу ничего, к сожалению, сказать по ходу следствия. Потому что, как я уже сказала, мы как
На данный момент мы даже пока не располагаем информацией о том, поступило ли то дело, которое Верховный суд направил на расследование для соединения с основным делом, следователю и начал ли он совместное расследование. Мы пока не располагаем даже этой информацией
представители потерпевших еще не допущены к делу и про ход процесса ничего сказать не можем. Пока следствие с нами не контактирует и не сотрудничает. И какие-либо свои данные по ходу расследования нам не рассказывает. На данный момент мы даже пока не располагаем информацией о том, поступило ли то дело, которое Верховный суд направил на расследование для соединения с основным делом, следователю и начал ли он совместное расследование. Мы пока не располагаем даже этой информацией. Но как только мы узнаем, попало ли это дело к следователю, мы, конечно, будем заявлять определенные ходатайства, которые, с нашей точки зрения, мы должны заявить для того, чтобы следствие ответило на волнующие нас вопросы по этому делу. И, может быть, тогда мы узнаем, что, собственно говоря, происходит. Но в принципе следствие может нам сказать совершенно справедливо с точки зрения закона о том, что они нам не обязаны говорить о ходе следствия, потому что с точки зрения уголовно-процессуального кодекса все участники процесса, в том числе и потерпевшие могут ознакомиться с материалами дела только тогда, когда наступит определенная стадия, а именно когда следствие будет окончено и когда предъявляются все материалы дела для ознакомления. Но в принципе, я полагаю, что так как потерпевшие – это те люди, которые более всего заинтересованы в том, чтобы убийцы были найдены, я полагаю, что следствие могло бы с нами все-таки идти на какое-то взаимодействие.

Владимир Кара-Мурза: Юлия Латынина, писатель, тележурналист, обозреватель "Новой газеты" и радиостанции "Эхо Москвы", без труда вычислила источник появившейся сегодня информации.

Юлия Латынина: Информация о том, что Олег Шошин и Червоне Оглы следили за Анной Политковской, появилась в газете "Твой день". Все утечки, которые до сих пор организовывали адвокаты Сергея Хаджикурбанова, человека, который подозревается в убийстве. Насколько я знаю, ни Олег Шошин, ни Червоне Оглы не следили за Анной Политковской, хотя они, бесспорно, были членами этой банды и, видимо, выполняли другие заказы. И судя по всему, эта утечка связана с тем, что адвокаты главного подозреваемого в организации убийства в разгар его собственного дела о вымогательстве денег у главного свидетеля Павлюченкова, хотят использовать общественный интерес и общественное сочувствие к гибели Анны с тем, чтобы оправдать убийцу.


Полный текст программы появится на сайте РС в ближайшее время.