Журналист Вячеслав Ярошенко погиб, но газета его живет (Ростов-на-Дону)

Григорий Бочкарев: Очередной номер газеты "Коррупция" вышел в свет спустя четыре месяца после смерти главного редактора. Вячеслав Ярошенко умер, не приходя в сознание, в той же больнице, в которую был доставлен с серьёзнейшей черепно-мозговой травмой в ночь с 29 на 30 апреля. Журналист находился в больнице больше месяца. Несколько нейрохирургических операций на какое-то время дарили новые надежды, но так и не смогли спасти жизнь Вячеславу.
Коллеги Ярошенко считают, что на него было совершенно покушение, напрямую связанное с его профессиональной деятельностью. Представители же правоохранительных органов утверждают, что никакого нападения не было, и Вячеслав попал в больницу в результате несчастного случая. По этому факту даже не было заведено уголовное дело.
Как только Вячеслав оказался в реанимации, учредители газеты приняли решение о прекращении выпуска издания, но журналистский коллектив с этим не согласился. Рассказывает бывший заместитель Ярошенко, а ныне – новый главный редактор газеты Сергей Слепцов:

Сергей Слепцов: Издавать мы её будем сами. Нам пришлось немного изменить название, но от перемены мест слагаемых сумма, как говорится, не изменяется. Когда мы хоронили главного редактора убитого Вячеслава Ярошенко (в том, что убийство, я лично не сомневаюсь, несмотря на все усилия правоохранителей), я поклялся, что эта газета будет выходить. Мы не сдадимся. Мы будем рассказывать о коррупционных проявлениях среди чиновников, правоохранителей. Это наш долг перед читателями, потому что газета очень быстро завоевала популярность. Мы публикуем там телефоны горячей линии, потому что далеко не все издания решаются на открытые публикации о коррупционных явлениях.

Григорий Бочкарев: Всего за несколько месяцев до смерти Вячеславу Ярошенко был вручён высший знак Союза журналистов России "Честь. Достоинство. Профессионализм". Его коллеги стараются соответствовать этим высоким стандартам. Газету делают всего несколько человек при помощи добровольных помощников – таких же профессиональных журналистов. По словам одного из них Аркадия Будницкого:

Аркадий Будницкий: Жалко, конечно, что Вячеслава Михайловича не стало, но газету надо продолжать выпускать, и газета эта пользуется спросом, и она актуальна на сегодняшний день. Я считаю абсолютно правильное решение – продолжить ее выпуск. Я сдал материал о центре судебно-медицинской экспертизы Ростовской области. Материал, в основном, о не совсем, скажем так, понятных и в какой-то степени правомерных действий сотрудников Управления внутренних дел по Южному федеральному округу. Они пытаются инкриминировать, в том числе, нецелевое использование денег, какие-то там левые доходы. Но центр – это не то, место, где нужно искать коррупционную составляющую.

Григорий Бочкарев: Более подробно о первом номере возобновлённого издания рассказывает Сергей Слепцов:

Сергей Слепцов: В основном, это, конечно же, о преступлениях, которые совершаются должностными лицами. В частности, опубликован материал нашего коллеги о том, как незаконно добытые, так сказать, деньги из бюджета МЧС республики Ингушетия, есть основания полагать, что эти деньги отправлялись прямо "лесным братьям", то есть бандитам. Во-вторых, о коррупционной схеме захвата земли в одном из районов Ростовской области – имеется в виду Тацинский район, где при полном попустительстве местной прокуратуры и милиции, некая фирма захватывает земли, принадлежащие крестьянам, то есть разгорается война за землю. Мы опубликовали информацию о том, что в Краснодарском крае к уголовной ответственности привлекается судья, который орудовал вместе с организованной преступной группировкой и узаконивал захват чужих квартир. Вот такого рода у нас материалы.

Григорий Бочкарев: Недавно в Москве был обнародован доклад международного Комитета по защите журналистов "Анатомия безнаказанности: Нераскрытые убийства журналистов в России", большая часть которого была посвящена Северному Кавказу. Согласно докладу, Россия занимает третье место в мире по числу убийств журналистов, и девятое - по количеству нераскрытых убийств работников СМИ. Авторы доклада отмечают, что Северный Кавказ - это опасное место, и потенциально опасная тема для независимых журналистов. О ситуации на Дону рассказывает эксперт информационно-аналитического центра "Новый Стандарт" Наталия Романенко:

Наталия Романенко: В Ростовской области не расследованы должным образом факты гибели Натальи Скрыль (из газеты "Наше время"), Павла Макеева (это телерадиокомпания "Пульс"), Вячеслава Ярошенко. Каждый из них занимался расследованием конкретных случаев коррупции. Правоохранительные органы заявляют, что причиной смерти этих журналистов стали исключительно бытовые обстоятельства, и их гибель никак не связана с профессиональной деятельностью. Хотя многие коллеги погибших уверены в обратном. Но, судя по всему, эти преступления так и останутся нераскрытыми.
Хочу пожелать коллегам из газеты "Преступность и коррупция" мужества и профессиональной удачи, а самому изданию – оставаться таким же острым и актуальным, каковым оно было при Вячеславе Ярошенко.

Григорий Бочкарев: Столкнувшись с пассивной, мягко говоря, позицией правоохранительных органов при расследовании причин гибели Вячеслава Ярошенко, его коллеги решили самостоятельно восстановить детали произошедшего. Продолжает Сергей Слепцов:

Сергей Слепцов: Мы своё расследование не приостанавливаем, и те попытки следствия – прокуратуры Кировского района города Ростова-на-Дону – убедить нас в том, что это был несчастный случай, вряд ли состоятельны. Мы подключили наших коллег, друзей, знакомых и выяснились очень интересные детали и подробности. В принципе, мы уже знаем, кто конкретно замешен в этом нападении на нашего коллегу. Но я пока об этом стараюсь не говорить. Мы хотим довести расследование свое до конца. Ростовское областное отделение Союза журналистов направило официальный запрос руководителю ГУВД Ростовской области генералу Белозерову. Запрос этот был отправлен давным-давно, ответа мы так и не получили вообще никакого.

Григорий Бочкарев: К сожалению, в последние время подобные ситуации - уже не редкость. Чаще всего милиция предпринимает все меры для того, чтобы представить нападение на журналиста как "бытовуху", мол, "находился в пьяном виде, шёл, споткнулся, упал". Иногда правоохранители заявляют, что это - обычная "хулиганка", реже - уличный грабёж. Возбуждать уголовное дело по факту нападения на журналиста в связи с выполнением им профессиональных обязанностей - большая "головная боль" для правоохранителей. В первую очередь потому, что в этом случае придётся тщательно проверять факты, приведённые в публикациях. В том числе - и о деятельности правоохранительных органов. А это сотрудникам тех же самых "органов", совсем ни к чему…