Почему власть вновь боится поющей молодежи (Саратов)

Ольга Бакуткина: Саратовские власти запретили проведение фестиваля рок-музыки "Рок-фест", который должен был состояться 19 сентября на стадионе "Динамо". Запрещающий документ был получен организатором фестиваля Сергеем Мошиным 18 сентября в 19:00, то есть за сутки до проведения мероприятия. В это время в Саратов уже выехали известный гитарист Дмитрий Четвергов, группа "Черный кофе" из Москвы, а также делегации от рок-клубов городов Поволжья. Основанием для запрещения фестиваля, если следовать документу, подписанному заместителем начальника Саратовского УВД господином Курченковым, стала социальная напряженность, а также непринятие мер по обеспечению медицинской и противопожарной безопасности. Что касается безопасности, вопросы по ее обеспечению были согласованы накануне с областным Управлением МЧС. А под социальной напряженностью милиция, видимо, подразумевала возможное недовольство жителей трех районов города, лишенных из-за аварии воды.
Сергей Мошин не первый раз проводит масштабные мероприятия. В прошлом году это был джазовый фестиваль. Успешно проходили в Саратове и рок-фестивали, последний, правда, был года два назад. Что же помешало устроить праздник в этот раз? Для того чтобы это понять, начнем с самого начала – поиска средств. В период кризиса задача эта непростая. Предприятия и банки не готовы к лишним расходам. Сергей Мошин обратился к партиям.

Сергей Мошин: Я обращался за помощью во многие партии – "Справедливую Россию", "Единую Россию". Письма отсылал, чтобы каким-нибудь образом поддержали нас. "Молодая гвардия" захотела нас поддержать с флагами, с шариками, но это немножко другое совсем. Требовалась финансовая помощь.

Ольга Бакуткина: Финансовую помощь согласилась предоставить партия "Патриоты России". Председатель ее регионального отделения генеральный директор акционерного общества "Рефлектор" Александр Сидоренко не только согласился оплатить организационные расходы, но и как гендиректор саратовского аэроклуба имени Гагарина предложил вначале шоу организовать прыжки парашютистов с вертолета прямо на стадион "Динамо". Рассказывает Александр Сидоренко:

Александр Сидоренко: На вертолете 7 парашютистов, 3 с большими флагами - это России, Саратовской губернии и "Патриотов России. Таких мероприятий наши саратовские парашютисты 7 раз проводили – на День Победы, на День космонавтики, на День города… Регулярно проводятся такие прыжки, всегда оформление занимало где-то максиму час-два. В этот раз мы за неделю подали заявку в администрацию города, поскольку это полеты над городом. Но на этот раз она четыре дня ходила из кабинета в кабинет. В результате время было упущено. Соответственно, мы не смогли подать заявку в диспетчерскую службу полетов над городом. Это же безопасность полетов.

Ольга Бакуткина: Может быть, аполитичному Сергею Мошину просто не пришло в голову, что рядом с государственным флагом должен быть флаг только одной партии? И это уже точно не "Патриоты России". С другой стороны, кто оплачивал шоу, тот и имеет право демонстрировать флаг своей партии. Что думает по поводу причин запрета фестиваля ветеран саратовского рок-движения, лидер группы "Кроманьон" Игорь Харлмов.

Игорь Харламов: Может быть, показалось, что прозвучат какие-то не те слова. Музыка музыкой, а слова-то у всех разные, хотя, в общем-то, уже не те времена. Президент у нас слушает тяжелый рок, наконец-то, мы дожили до этого. В Саратове почему-то считается, что рок – это нечто такое, что все будут пьяные, обколотые. Я 22 года играю. На концерты приходят люди выпившие, но обколотые не приходят, потому что там делать не чего. В основном, ходят нормальные, грамотные люди. К нам уже ходят люди взрослые.

Ольга Бакуткина: Сергей Мошин хотел провести фестиваль, чтобы молодые рок-исполнители познакомились с творчеством давно существующих групп. Их он оценивает очень высоко, считая, что саратовский рок может собирать такие же залы, как и заезжие гастролеры.

Сергей Мошин: В текстах раньше было очень много смысла. Захотелось возродить именно рок, как он должен быть. В частности, я постарался найти те коллективы, которые звучали раньше. Андрей Мезинов должен был две вещи исполнять. Вторая называлась "Как тебе спится, господин президент?" Именно обращение к президенту: "Как тебе спится, господин президент? Посмотри, что вокруг творится". Писалось-то это еще, я не знаю, для Ельцина, но это актуально и сейчас.

Ольга Бакуткина: Стремление Сергея Мошина возродить саратовское рок-движение, вернуть песням социальное звучание, объединить молодежь также могло не понравиться тем, кто бойкотировал проведение фестиваля. Но запреты лишь провоцируют сопротивление, считает экс-председатель саратовского рок-клуба 1986-1988 годов Ольга Пицунова.

Ольга Пицунова: Я удивляюсь, на самом деле, действиям наших властей. Они вынуждают – ребята, станьте более социально активными. Создается впечатление, что власть не может обойтись без оппозиции. Им нужна эта оппозиция, как воздух, как стенка, от которой нужно оттолкнуться.

Ольга Бакуткина: В начале лета милиция прервала проведение акции "Завод". На частной территории в помещении цехов бывшего завода были устроены перформансы молодых художников, выставки авангардного искусства, играли рок-группы. Формальная причина запрета мероприятия – не обеспечена должным образом безопасность. Открытым текстом организаторам было сказано, что собралась молодежь, склонная к экстремизму. Осеннюю акцию "Завод", которую должен был проводить Музей Павла Кузнецова, просто не разрешили. Организаторы до сих пор ищут и не могут найти удовлетворяющую власти безопасную площадку. Этим же летом ОМОН, ворвавшийся на концерт антифашистской зарубежной группы, попросту избил часть зрителей, включая двух корреспондентов, которые находились там по заданию редакции. При этом все лето шли под открытым небом массовые дискотеки. Тысячи людей в День города собрались на концерт Димы Билана. Почему подозрение в экстремизме стала вызывать не так одетая и предпочитающая другую музыку молодежь? Вот что думает по этому поводу Ольга Пицунова.

Ольга Пицунова: Потому что она другая, она не подконтрольная, она не карманная, но это наша молодежь. Они не экстремисты, они просто другие. Не признавать этого факта, запрещать им мероприятия, выпихивать их в оппозицию – это увеличивать социальную напряженность еще больше.

Ольга Бакуткина: Сергей Мошин не хочет говорить о фестивале в прошедшем времени. Он все равно проведет его в Саратове, даже если все площадки города откажутся принять рок-музыкантов, фестиваль пройдет в пустующих цехах завода "Рефлектор", который готов предоставить его директор, председатель регионального отделения "Патриотов России" Александр Сидоренко.