Arctic Sea: полная и абсолютная неясность

Судьба Arctic Sea по-прежнему остается неопределенной.

Глава финской следственной группы по делу Arctic Sea Раббе Вон Херцен заявил, что его группа не разделяет забот об экипаже, грузе и самом судне. Их судьбу уполномочены решать российская и мальтийская стороны, а также судовладелец. Финны и другие участники расследования из стран Евросоюза не в свое дело не вмешиваются. Тем временем на них надеются жены четырех членов экипажа, которые до сих пор находятся на судне.

Почти два месяца прошло с тех пор, как корабль ВМФ "Ладный" обнаружил сухогруз Arctic Sea вблизи Кабо-Верде. Расследовать дело взялись сразу несколько государств, включая Россию, Финляндию, Мальту, Швецию, Эстонию. Следователи своими действиями удовлетворены.

При этом ранее сообщалось о совместном международном расследовании Мальты, Швеции и Финляндии, во главе которого стоял финский следователь Ян Улоф Нихольм. Сегодня он заявил, что все комментарии по расследованию может дать Раббе Вон Херцен, который возглавляет финскую следственную группу по делу Arctic Sea. Ян Улоф Нихольм сказал, что сейчас отвечает больше "за стратегию расследования", а не за "расследование на практике". Группа следователей позиционируется теперь как финская, взаимодействующая со следователями других стран.

Следователям из разных стран, в частности, удалось:

Допросить восемь задержанных предполагаемых пиратов.

Опровергнуть на словах версию о ракетах на борту Arctic Sea.

Поссориться с владельцами судна – компанией Solchart, которая владеет сухогрузом через фирму Arctic Sea Limited Malta. Директор Solchart Виктор Матвеев в открытом письме на сайте своей фирмы обвинил российских следователей в несоблюдении договоренностей, что в итоге способствовало банкротству Arctic Sea Limited Malta (в письме, например, было сказано, что на деньги компании следователи добирались на борт, а когда добрались, не пустили туда сотрудника Solchart).

Сегодня помощник Виктора Матвеева сообщил корреспонденту РС, что тот взял двухнедельный отпуск, потому что "организм не выдерживает", а после отпуска Виктор Матвеев "расскажет обо всем".

Проблемы со здоровьем начались и у четырех членов экипажа: капитана, боцмана и механиков, которые до сих пор находятся на борту судна. Их жены направили письмо в международные организации, а также правительствам России, Испании, Мальты, Финляндии. В письме они выразили обеспокоенность состоянием здоровья своих мужей, с которыми у них несколько недель не было связи.

Глава финской следственной группы, отвечающей "за расследование на практике", Раббе Вон Херцен сказал корреспонденту Радио Свобода, что его беспокоит только уголовная составляющая дела: собственно захват сухогруза 24 июля. Решить судьбу судна уполномочены Россия, Мальта и судовладелец.

– Финские следователи на борту не были, но мальтийские и российские – были, – напоминает Раббе Вон Херцен. – Я считаю, что их присутствия достаточно, чтобы не собирать дополнительных доказательств того, что никакого другого груза, кроме заявленного, на сухогрузе не было. Взаимодействием с российскими следователями мы очень удовлетворены. Мы делимся информацией как с Россией, так и со странами-членами Евросоюза, у нас появилось общее понимание дела.

Финляндия сосредоточилась на уголовном расследовании этого сложного дела. Судьбу судна мы решать не уполномочены, она находится в рамках гражданского законодательства: дело касается порта, принимающего сухогруз, мальтийских и российских властей, судовладельца. Им следует договориться о дальнейших действиях. Видимо, сторонам нелегко это сделать.

Раббе Вон Херцен добавил, что никаких препятствий в расследовании не было и что по итогам расследования он выступит с отчетом.

– Когда в расследовании принимают участие несколько стран, оно, конечно, не так быстро продвигается, как могло бы. Легче вести расследование, когда уделяешь несколько меньше внимания бюрократии, юридическим процессуальным рамкам, в которых находишься при обмене информацией между суверенными странами, – сказал детектив.

Итак, глава компании-судовладельца в отпуске, члены экипажа не выходят на связь со своими женами, следователи немногословны, СМИ не создают новых версий о грузе на борту судна. За два месяца работы следственных органов разных стран по делу Arctic Sea ими достигнут главный результат: они вселили уверенность, что узнать что-либо в ближайшее время не придется.