Радио Свобода продолжает цикл публикаций "Россия. Год после начала кризиса". Очередной рассказ о том, как финансовый кризис повлиял на развитие культуры. Общее число крупных российских фестивалей за этот год не уменьшилось, хотя государственное финансирование продолжает снижаться. Например, бюджет Александринского театра урезан на 30 процентов, а Московскому международному дому музыки в этом сезоне пришлось отказаться от высокооплачиваемых зарубежных исполнителей.
Те, кто внимательно наблюдает за мировым финансовым кризисом в области культуры, отмечают довольно интересные тенденции - англичане, например, стали слушать больше классической музыки. Немецкие издатели утверждают, что вырос читательский интерес. В прошлом выпуске мы говорили о том, что россияне за этот год стали умереннее и разборчивее при выборе своего досуга. Верно ли это наблюдение в отношении книжного рынка? Свою точку зрения высказал известный литературный критик Александр Гаврилов.
- Во всем, что касается читательского интереса, на книжном рынке не произошло практически ничего. Единственное, что случилось, - словно мокрой тряпкой стерли черты вездесущего гламура. Еще год назад казалось, что этого не случится никогда, а сегодня, уже на сентябрьской ярмарке, не было ни одной новинки, так или иначе связанной с миром звезд, гламура, страданий и так далее. В остальном же все преобразования, которые были продиктованы кризисными обстоятельствами, происходили на внутреннем уровне книжного бизнеса. Закрылось некоторое количество издательских серий. Некоторые издательства вошли в состав крупных групп. Кое кто частично пересмотрел свою ассортиментную политику. Сегодня мы видим, что интеллектуальные серии пострадали гораздо меньше, чем могли бы. Чуть притормозили переводные издания – по причине того, что издательства сомневались, хватит ли у них денег. Но в целом книжный рынок, за последние десять лет приноровившийся к ситуации беспрестанных катастроф, отреагировал на кризис гораздо спокойнее и профессиональнее, чем можно было бы ждать. Кроме того, все российские книготорговцы, как онлайновые, так и офлайновые, засвидетельствовали рост числа проданных экземпляров. Россияне действительно стали покупать больше книжек, потому что это более интимное развлечение, чем, скажем, поход в кино. Люди, придавленные неуютными финансовыми обстоятельствами, охотно пошли на увеличение роли чтения в своей жизни.
Такова ситуация в литературном мире, а что творится в мире сопредельном? Повлиял ли кризис на репертуар классической музыки? Об этом рассказал по просьбе РС президент московского международного Дома музыки Владимир Спиваков.
- У нас увеличилось количество продаж абонементов. Мы стараемся их пораньше выпускать, загодя думать о ближайшем будущем.Так что сезоны у нас ожидаются хорошие, с известными артистами. Но, конечно, кризис все-таки сказался. Есть вещи, которые мы просто не можем осуществить. Особенно это касается приглашения зарубежных артистов, дирижеров и солистов. Потому что нельзя, чтобы дирижер с хорошим именем летал экономическим классом, жил в двухзвездочном отеле где-нибудь на окраине Москвы. Мне не хочется, что мы выглядели в этом плане не солидно. Так что если мы не можем изменить обстоятельства, то мы должны менять наше отношение к ним.
Умение приспосабливаться к обстоятельствам президент московского международного Дома музыки наглядно продемонстрировал недавно прошедшим фестивалем "Владимир Спиваков приглашает". Своими рецептами выживания в сложных экономических условиях с РС поделился также директор Национального филармонического оркестра России Георгий Агеев.
- Кризис, конечно, сказал на бюджете, но, если познакомиться с фестивальной афишей, нельзя не обратить внимание на то, что явной печати кризиса не проглядывается. Сами по себе программы - не рутинные, а праздничные, как это было всегда. Как удалось сохранить уровень фестиваля в условиях, недостаточности финансирования? Есть несколько рецептов, которыми я готов поделиться. Во-первых, мы не повышали цены на билеты по сравнению с прошлым фестивалем, а там на отдельных концертах даже их снизили. За счет этого мы рассчитываем на увеличение продаж и, соответственно, на пополнение фестивального бюджета – ведь иных источников нет. Во-вторых, мы отказались от приглашения на фестиваль чрезмерно дорогих артистов и пригласили только тех, у кого высочайший исполнительский уровень сочетается с такими человеческими качествами, как порядочность и отсутствие корысти. В основном нам пошли навстречу, согласились играть за гонорар, адаптированный к сегодняшним кризисным условиям. И два фестивальных оркестра - наш и "Виртуозы Москвы" - те гонорары, которые получают, потратят на оплату части гонорарных услуг приглашенных солистов. То есть мы откажемся, по сути, от заработанного. Вот три источника, которые позволяют провести в этом году фестиваль.
Вот так и получается, что экономический кризис, извлекая искусство из активного коммерческого оборота, возвращает ему былое бескорыстие. К тому же замечательные российские коллективы теперь больше гастролируют по просторам родины, а не выступают за рубежом.
Те, кто внимательно наблюдает за мировым финансовым кризисом в области культуры, отмечают довольно интересные тенденции - англичане, например, стали слушать больше классической музыки. Немецкие издатели утверждают, что вырос читательский интерес. В прошлом выпуске мы говорили о том, что россияне за этот год стали умереннее и разборчивее при выборе своего досуга. Верно ли это наблюдение в отношении книжного рынка? Свою точку зрения высказал известный литературный критик Александр Гаврилов.
В целом книжный рынок, за последние десять лет приноровившийся к ситуации беспрестанных катастроф, отреагировал на кризис гораздо спокойнее и профессиональнее, чем можно было бы ждать
- Во всем, что касается читательского интереса, на книжном рынке не произошло практически ничего. Единственное, что случилось, - словно мокрой тряпкой стерли черты вездесущего гламура. Еще год назад казалось, что этого не случится никогда, а сегодня, уже на сентябрьской ярмарке, не было ни одной новинки, так или иначе связанной с миром звезд, гламура, страданий и так далее. В остальном же все преобразования, которые были продиктованы кризисными обстоятельствами, происходили на внутреннем уровне книжного бизнеса. Закрылось некоторое количество издательских серий. Некоторые издательства вошли в состав крупных групп. Кое кто частично пересмотрел свою ассортиментную политику. Сегодня мы видим, что интеллектуальные серии пострадали гораздо меньше, чем могли бы. Чуть притормозили переводные издания – по причине того, что издательства сомневались, хватит ли у них денег. Но в целом книжный рынок, за последние десять лет приноровившийся к ситуации беспрестанных катастроф, отреагировал на кризис гораздо спокойнее и профессиональнее, чем можно было бы ждать. Кроме того, все российские книготорговцы, как онлайновые, так и офлайновые, засвидетельствовали рост числа проданных экземпляров. Россияне действительно стали покупать больше книжек, потому что это более интимное развлечение, чем, скажем, поход в кино. Люди, придавленные неуютными финансовыми обстоятельствами, охотно пошли на увеличение роли чтения в своей жизни.
Такова ситуация в литературном мире, а что творится в мире сопредельном? Повлиял ли кризис на репертуар классической музыки? Об этом рассказал по просьбе РС президент московского международного Дома музыки Владимир Спиваков.
- У нас увеличилось количество продаж абонементов. Мы стараемся их пораньше выпускать, загодя думать о ближайшем будущем.
У нас увеличилось количество продаж абонементов
Умение приспосабливаться к обстоятельствам президент московского международного Дома музыки наглядно продемонстрировал недавно прошедшим фестивалем "Владимир Спиваков приглашает". Своими рецептами выживания в сложных экономических условиях с РС поделился также директор Национального филармонического оркестра России Георгий Агеев.
- Кризис, конечно, сказал на бюджете, но, если познакомиться с фестивальной афишей, нельзя не обратить внимание на то, что явной печати кризиса не проглядывается. Сами по себе программы - не рутинные, а праздничные, как это было всегда. Как удалось сохранить уровень фестиваля в условиях, недостаточности финансирования? Есть несколько рецептов, которыми я готов поделиться. Во-первых, мы не повышали цены на билеты по сравнению с прошлым фестивалем, а там на отдельных концертах даже их снизили. За счет этого мы рассчитываем на увеличение продаж и, соответственно, на пополнение фестивального бюджета – ведь иных источников нет. Во-вторых, мы отказались от приглашения на фестиваль чрезмерно дорогих артистов и пригласили только тех, у кого высочайший исполнительский уровень сочетается с такими человеческими качествами, как порядочность и отсутствие корысти. В основном нам пошли навстречу, согласились играть за гонорар, адаптированный к сегодняшним кризисным условиям. И два фестивальных оркестра - наш и "Виртуозы Москвы" - те гонорары, которые получают, потратят на оплату части гонорарных услуг приглашенных солистов. То есть мы откажемся, по сути, от заработанного. Вот три источника, которые позволяют провести в этом году фестиваль.
Вот так и получается, что экономический кризис, извлекая искусство из активного коммерческого оборота, возвращает ему былое бескорыстие. К тому же замечательные российские коллективы теперь больше гастролируют по просторам родины, а не выступают за рубежом.