Как остановить цветную биоутечку?

помощью биотехнологий из растений можно добывать биотопливо

В Государственной думе прошли парламентские слушания на тему совершенствования законов, регулирующих биотехнологии. Чиновники, депутаты, ученые, промышленники обсуждали, можно ли сделать так, чтобы заниматься биотехнологиями в России стало не опасно и даже выгодно.

Биотехнологии, использующие живые клетки, специалисты условно делят по цвету. "Красными" называют технологии связанные со здоровьем человека - получение лекарств, биодобавок, вакцин. "Зеленые" биотехнологии применяются в сельском хозяйстве - новые виды животных, новые сорта растений, корма, генно-модифицированные организмы (ГМО), биотопливо. "Белые" широко используются в промышленности - начиная от производства биопластика, аминокислот до различных способов очистки. Есть и "синие" применяющие морские организмы.

Сегодня это одна из самых динамично развивающихся областей высоких технологий. Мировой биотехнологический рынок оценивается в 200 млрд долларов, из них в России производится продукции не больше чем на 15 млрд рублей - то есть меньше 0,3%. Хотя до начала 90-х годов Россия была одним из мировых лидеров, ее доля в этой области составляла 5% мирового рынка. Сейчас некоторые виды биотехнологий в стране сошли на нет. Достаточно вспомнить о том, как в 90-е годы произошло разрушение фармакологии, перестали создаваться и выпускаться новые лекарства.

Разговор о том, что российский биотех нуждается в реанимации, идет около десяти лет. В стране действует Общество биотехнологов. Биотехнологии внесены в список приоритетных направлений развития науки и техники. В прошлом году создали госкорпорацию "Биотехнологии". И руководители страны уже заговорили о том, что в ближайшие 5-10 лет Россия должна вновь войти в число биотехнологических лидеров. А дело с мертвой точки не сдвигается.

Эксперты указывают на законы, которые парализуют каждое звено в сложной биотехнологической цепи - начиная с эксперимента ученого в лаборатории до выпуска готового продукта на предприятии. Единицы ученых решаются на свой страх и риск возить биоматериалы для исследований тайно через границу. Если же речь идет о масштабных лабораторных исследованиях, то официальный провоз через таможню занимает столько времени, что биоматериалы, требующие особых условия транспортировки и хранения, погибают прямо на границе. Другой пример. Если ученым нужна специальная линия мышей для доклинических испытаний нового препарата, купить этих животных за границей нельзя. В парламентском зале прозвучал обширный список нелепостей, в которые упираются создатели и производители биотехнологий. И теперь участники слушаний подготовили предложения о том, как юридически облегчить рождение биотехнологий. Оценивает их в интервью Радио Свобода один из разработчиков Закона о генно-инженерной деятельности, а также Картахенского протокола по биобезопасности, эксперт UNEP (программы ООН по окружающей среде) Александр Голиков:

- Мы сегодня прослушали правильные слова о том, как депутаты поддерживают развитие биотехнологий в России. Но, тем не менее, больше года федеральный закон, который регламентирует генно-модифицированные организмы и другие виды "зеленых" биотехнологий лежит без движений в Думе. Он прошел общественные слушания, он был принят в первом чтении, он прошел согласования между министерствами. Затем вернулся в Госдуму и застрял там на год.

-Большинство выступавших в Государственной Думе говорили о необходимости федеральной программы. Действительно ли именно государство должно сыграть решающую роль в возрождение биотехнологий?

- Это все зависит от конкретного государства. Я думаю, в США бы, например, очень удивились такому решению. Особенно сотрудники их биотехнологических компаний, которые там целиком частные. Им государство обеспечивает только возможность работать и смотрит за тем, чтобы они безобразий не натворили. Государство занимается регулированием и контролем безопасности.

- Какие первоочередные меры, на ваш взгляд, нужно было бы предпринять?

- Нужно создать систему, которая бы регулировала биотехнологии. Вся схема государственного регулирования в данной области должна быть прописана от начала до конца. Прописана так, чтобы совершенно независимый человек, захотев произвести биотехнологический продукт, знал, как, на каких условиях и где это будет рассмотрено. Что ему это будет стоить, кто за это ответственный, и куда в итоге этот продукт можно деть.

По мнению Александра Голикова пока не будет юридически прописана ответственность и защита ученых и разработчиков, биотехнологии будут вывозить из России на самой ранней стадии - стадии идеи:
Этот продукт надо сделать. А в России сегодня, когда человек начинает его делать, он не знает, надо это делать или не стоит rite Your Quote Here ...

- Научные биотехнологии - это в меньшей степени исследование ради исследования и в большей степени прикладные работы, направленные на конкретный продукт. Их можно зачерпнуть ложкой, засунуть в рот, намазать на больное место. Этот продукт надо сделать. А в России сегодня, когда человек начинает его делать, он не знает, надо это делать или не стоит. Без системы правовой поддержки есть вероятность, что когда он произведет биотехнологический продукт, это будет или не нужно, или его еще за это посадить могут, когда выяснится, что все его действия запрещены. Я думаю, именно поэтому в прикладных областях биологии происходит самая большая утечка умов. Ведь люди, которые получили хорошее образование, поработали с людьми, которые их многому научили, начинают понимать, что именно они хотят сделать. И как только у них рождаются идеи, они едут за рубеж их воплощать.

Один из участников парламентского обсуждения, заведующий лабораторией в Институте биоорганической химии им. М.М.Шемякина и Ю.А.Овчинникова Александр Габибов вспомнил историю, как двух сотрудников их института, перевозивших биоматериалы, в Британии на вокзале задержала служба безопасности. Однако на выяснение обстоятельств, что, куда и зачем везли ученые, ушло 30 минут. Сколько времени в аналогичной ситуации потребовалось бы в России, сегодня не знает никто. А вот о том, что Россия должна стать биотехнологическим лидером, уже известно.