30 лет рэпа

"Белый рэппер" Эминем

30 лет назад композиция в стиле рэп впервые попала в американские хит-парады. Это была песня группы Sugar Hill Band под названием Rapper's Delight – мы переведем названием на русский как "Наслаждение болтуна".

Этот музыкальный жанр – размеренный речитатив под ритмично-однообразное электронное сопровождение – возник в афроамериканской квартале Нью-Йорка Южный Бронкс. Говорит лондонский музыкальный критик Ефим Барбан:

- Говоря о хип-хопе, чаще всего имеют в виду музыку, состоящую из рэпа (ритмичного речитатива) и задаваемого ди-джеем бита с помощью сэмплирования, манипулирования виниловыми пластинками, битмашины или синтезатора. Однако хип-хоп охватывает намного более обширную сферу культуры и бытового поведения. Это современная разновидность афроамериканской молодежной субкультуры, получившей за последнее десятилетие широкое распространение и за пределами Америки.
Считается, что сам термин хип-хоп изобрел известный рэппер Кит Каубой, использовавший его в своем вокале для имитации ритма марширующих солдат

Хип-хоп включает в себя не только музыку, но танец (брейкданс, например), свой слэнг, свою моду, свою живопись и графику (прежде всего граффити) и даже свое кино. Считается, что сам термин хип-хоп изобрел известный рэппер Кит Каубой, использовавший его в своем вокале для имитации ритма марширующих солдат. Хип-хоп зародился в Бронксе - негритянском районе Нью-Йорка на молодежных вечеринках.

По своей идеологической и эстетической сути эта субкультура явилась продолжением контркультурной революции 60-х, но в афроамериканской среде. В хип-хопе всё строится на противопоставлении и отрицании белой культуры и белого культурного истеблишмента. Своей экстремистской и самой агрессивной формы это противостояние достигло в так называемом "гангста рэпе". Соперничество рэперов этого направления привело к убийствам и насилию в молодежной среде. К концу прошлого века темы насилия и социального протеста в хип-хопе начали использовать и белые рэпперы (Эминем, например).

Если же говорить о чисто эстетических истоках хип-хопа, то это такие жанры музыкальной поп-культуры, как фанк, диско, музыка соул, ритм-энд-блюз, рэгги, джазовый скэт. Несомненно, что хип-хоп восходит к праджазовым minstrel shows (минестрельным представлениям) – американским передвижным театрам второй половины XIX века, чьи шоу были построены на имитации ритмоинтонаций афроамериканского фольклора. Первые российские группы хип-хопа появились в конце 80-х годов, но сама эта субкультура сформировалась в России не ранее конца 90-х.

Неверным были бы утверждения, что рэп - хип-хоп покорил весь мир, однако глобальное распространение и относительная популярность этого музыкального стиля бесспорны. В чем причины? Об этом говорит обозреватель Радио Свобода Кирилл Кобрин:

- Он когда-то был довольно узкой музыкальной субкультурой, определенной расовыми и социальными границами. Сейчас, стоит включить MTV любой страны, вы увидите там очень много r’n’b и хип-хопа. И это совсем не тот хип-хоп, который 30 лет назад оказался в чартах, и не более ранний. Тогда – 30 лет назад - это была музыка анархическая. Музыка не то, чтобы протеста, но - социального неблагополучия. Сейчас почти все это выхолостилось, и осталось бесконечное проборматывание текстов о "телках, тачках и бабках". Сегодня это бесконечная тема.

- Следует ли из этого, что может существовать сколько-нибудь плодотворно творчески не только черный хип-хоп из Бронкса, но хип-хоп или рэп европейский?
Хип-хоп – конечно, не первое вторжение афроамериканской музыки в поп-культуру

- Великая белая группа Beastie Boys – это Нью-Йорк 80-е годы – до сих пор, на мой взгляд, остается практически непревзойденной. Конечно, хип-хоп так же, как и джаз, так же, как и любые другие жанры, которые зародились внутри афроамериканских субкультур, могут развиваться и на совершенно другом материале – социальном, культурном, каком угодно. Если считать хип-хоп, собственно, "музыкой", то основы жанра, ритмические ходы, - конечно, это все, так или иначе, остается. В сегодняшнем хип-хопе мы узнаем ту музыку 30-летней давности.

Хип-хоп – конечно, не первое вторжение афроамериканской музыки в поп-культуру. Вспомните поп-культуру 50-х, 60-х годов. Если отодвинуть в сторону джаз и блюз, то поп-музыка практически была тогда вся белая. По крайней мере, в США существовала довольно серьезная расовая сегрегация в этой области. Затем блюз превращается в r'n'b, набирает популярность фанк, соул, появляется диско. Во второй половине 1970-х диско совершает прорыв. Хип-хоп появляется как раз на этом поп-культурном фоне. Это результат растущей популярности субкультур, в частности, субкультур афроамериканцев, живущих в США - а, с другой стороны, это, конечно, результат появления электроники. Не забывайте, что хип-хоп невозможен без нее, без новой тогда диджеевской музыки.