В воскресенье 18 октября в немецком Франкфурте-на Майне закончила свою работу крупнейшая в мире книжная выставка-ярмарка.
Книжные ярмарки – это не место встреч книгопродавцов с поэтами, а место встреч тех и других с себе подобными: книгопродавцов с книгопродавцами, а поэтов и прозаиков, авторов одним словом, - с журналистами, критиками и публикой, дабы помочь в конечном итоге все тем же книгопродавцам. Именно такова и самая большая в мире международная франкфуртская книжная ярмарка. Рукописи давно проданы, вдохновение авторов идет дальше, а вот книги, изданные на основе рукописей, продаются как в традиционной форме, так и в форме начитанных текстов – аудиокниг, а также, как веяние нашего времени, в виде электронных книг, за которыми, по мнению некоторых, - будущее.
Гость нынешней франфурской книжной ярмарки - Китай - представлен 1000 авторами и 300 издательствами. Помимо официального Китая, активно представлена также, - правда, в отдельном здании, - и литература чаще всего живущих в эмиграции критиков нынешнего китайского режима. Шум вокруг Китая, его традиций обращения с авторами составил на нынешней выставке эдакий постоянный фон, саундтрек на темы культурных и правовых приоритетов Запада и Востока. Но на этом фоне книжный мир живет на своей ярмарке обычной жизнью: издатели продают права на переводы изданных ими книг на другие языки, заключают сделки на других правовых полях, продают сами книги книготоргующим организациям, т.е. занимаются тем, зачем приехали.
Мировой кризис, если и отразился на ярмарке во Франкфурте, то лишь на уменьшении числа приемов и парти, от которых некоторые крупные издательские дома (например, самый крупный "Рэндом Хаус" концерна "Бертельсман") отказались вовсе. На выставке присутствует немало известных авторов, в том числе и два последних по времени немецких нобелевских лауреата - Герта Мюллер и Гюнтер Грасс. Последний в пятницу в свой 82 день рождения выступил с чтением своего наверное самого знаменитого романа "Жестяной барабан", который 50 лет назад был впервые представлен как раз на франфурской ярмарке .
Многие участники, - а всего это более 700 издательств из 100 стран, - вовлечены в дискуссии на тему: угрожают ли традиционной книжной торговле новые технические возможности предоставления читателям книг в мобильном телефоне, в новых легких и удобных электронных книгах, где вес одной книги обещает выбор из тысячи книг. Убьют ли, так сказать, электронные книги книгу традиционную? Об этом спорят, но сам спор этот напоминает о другом споре периода появления кино: убьет ли кино театр. Как показал опыт, не убил и не убьет.
Вот что думает по поводу книг будущего, можно сказать, главный немецкий книгопродавец Готфрид Хоннефельдер, глава биржевого союза немецкой книготорговли:
- Мы в течение еще долгого времени будем видеть, что рынок дигитальной информации будет оставаться в скромных размерах. И в этом нет ничего удивительного. Да, о нем очень много говорят в превосходных степенях, но я нахожу эти разговоры просто безобразием. Конечно этот рынок будет в ближайшие годы сильно развиваться, но он все равно останется небольшим сегментом общего книжного рынка. Безусловно, у этого рынка есть будущее. Но сегодня у нас в Германии продано 65 тысяч электронных книг. До смешного незначительное число! Но это, конечно же, только начало. Прогнозы некоторых, что к 2018 году рынок электронной книги догонит и перегонит традиционный, я комментировать не берусь.
Пророков на этом поле немало. Я лично не отважусь называть цифры относительно возможной ситуации в 2018 году. Я могу лишь напомнить об известном канадском философе, филологе и литературном критике Герберте Маршалле Маклюэне, который 40 лет назад говорил о конце галактики Гуттенберга. Но мы видим сегодня, как при увеличении объема продаж книг в Германии в этом году на 2, 8 процента мечты тех, кому пророчили гибель, иногда сбываются. Итак, я сомневаюсь, что дигитальный рынок текстов перегонит к этому времени традиционный. За моим взглядом есть нечто, чего многие не хотят замечать, - дигитальные и типографские издания не противостоят, а дополняют друг друга... Тот, кто использует один, носитель, использует и другой.
Книжные ярмарки – это не место встреч книгопродавцов с поэтами, а место встреч тех и других с себе подобными: книгопродавцов с книгопродавцами, а поэтов и прозаиков, авторов одним словом, - с журналистами, критиками и публикой, дабы помочь в конечном итоге все тем же книгопродавцам. Именно такова и самая большая в мире международная франкфуртская книжная ярмарка. Рукописи давно проданы, вдохновение авторов идет дальше, а вот книги, изданные на основе рукописей, продаются как в традиционной форме, так и в форме начитанных текстов – аудиокниг, а также, как веяние нашего времени, в виде электронных книг, за которыми, по мнению некоторых, - будущее.
Гость нынешней франфурской книжной ярмарки - Китай - представлен 1000 авторами и 300 издательствами. Помимо официального Китая, активно представлена также, - правда, в отдельном здании, - и литература чаще всего живущих в эмиграции критиков нынешнего китайского режима. Шум вокруг Китая, его традиций обращения с авторами составил на нынешней выставке эдакий постоянный фон, саундтрек на темы культурных и правовых приоритетов Запада и Востока. Но на этом фоне книжный мир живет на своей ярмарке обычной жизнью: издатели продают права на переводы изданных ими книг на другие языки, заключают сделки на других правовых полях, продают сами книги книготоргующим организациям, т.е. занимаются тем, зачем приехали.
Дигитальные и типографские издания не противостоят, а дополняют друг друга... Тот, кто использует один, носитель, использует и другой
Мировой кризис, если и отразился на ярмарке во Франкфурте, то лишь на уменьшении числа приемов и парти, от которых некоторые крупные издательские дома (например, самый крупный "Рэндом Хаус" концерна "Бертельсман") отказались вовсе. На выставке присутствует немало известных авторов, в том числе и два последних по времени немецких нобелевских лауреата - Герта Мюллер и Гюнтер Грасс. Последний в пятницу в свой 82 день рождения выступил с чтением своего наверное самого знаменитого романа "Жестяной барабан", который 50 лет назад был впервые представлен как раз на франфурской ярмарке .
Многие участники, - а всего это более 700 издательств из 100 стран, - вовлечены в дискуссии на тему: угрожают ли традиционной книжной торговле новые технические возможности предоставления читателям книг в мобильном телефоне, в новых легких и удобных электронных книгах, где вес одной книги обещает выбор из тысячи книг. Убьют ли, так сказать, электронные книги книгу традиционную? Об этом спорят, но сам спор этот напоминает о другом споре периода появления кино: убьет ли кино театр. Как показал опыт, не убил и не убьет.
Вот что думает по поводу книг будущего, можно сказать, главный немецкий книгопродавец Готфрид Хоннефельдер, глава биржевого союза немецкой книготорговли:
- Мы в течение еще долгого времени будем видеть, что рынок дигитальной информации будет оставаться в скромных размерах. И в этом нет ничего удивительного. Да, о нем очень много говорят в превосходных степенях, но я нахожу эти разговоры просто безобразием. Конечно этот рынок будет в ближайшие годы сильно развиваться, но он все равно останется небольшим сегментом общего книжного рынка. Безусловно, у этого рынка есть будущее. Но сегодня у нас в Германии продано 65 тысяч электронных книг. До смешного незначительное число! Но это, конечно же, только начало. Прогнозы некоторых, что к 2018 году рынок электронной книги догонит и перегонит традиционный, я комментировать не берусь.
Пророков на этом поле немало. Я лично не отважусь называть цифры относительно возможной ситуации в 2018 году. Я могу лишь напомнить об известном канадском философе, филологе и литературном критике Герберте Маршалле Маклюэне, который 40 лет назад говорил о конце галактики Гуттенберга. Но мы видим сегодня, как при увеличении объема продаж книг в Германии в этом году на 2, 8 процента мечты тех, кому пророчили гибель, иногда сбываются. Итак, я сомневаюсь, что дигитальный рынок текстов перегонит к этому времени традиционный. За моим взглядом есть нечто, чего многие не хотят замечать, - дигитальные и типографские издания не противостоят, а дополняют друг друга... Тот, кто использует один, носитель, использует и другой.