"За" и "против" независимости бензоколонок

Инициативу ФАС по возможному выделению автозапровочного бизнеса из вертикально интегрированных нефтекомпаний комментируют эксперты Виталий Крюков (ИФГ "КапиталЪ") и Михаил Турукалов (ИАЦ "Кортес").


Потребительские цены на автомобильный бензин в России снижаются уже третью неделю подряд. В частности, согласно официальным данным, с 6 по 12 октября топливо в среднем по стране подешевело на 0,1 процента — так же, как и неделей ранее. До этого цены на автомобильный бензин в рознице непрерывно росли на протяжении 19 недель. Это заставило Федеральную антимонопольную службу придумывать новые способы воздействия на крупных производителей топлива, которые по ее мнению, сознательно ограничивают конкуренцию на рынке, устанавливая монопольно высокие цены. В частности, как заявили представители ведомства, оно может поставить вопрос об отделении от вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) автозаправочного бизнеса.


"Доля АЗС вертикально-интегрированных нефтяных компаний составляет около 60 процентов. И она увеличивается, поскольку компании поглощают независимые АЗС, находящиеся на привлекательных участках рынка, — полагает аналитик инвестиционной группы "КапиталЪ" Виталий Крюков. — В то же самое время независимые АЗС, которые находятся в удалении от потребителей, либо закрываются, либо банкротятся. Поэтому сейчас на независимые АЗС приходится около 40 процентов рынка. Но по сути они не могут оказывать никакого значимого влияния на цены, потому что большую часть нефтепродуктов покупают у вертикально-интегрированных компаний".


Аналитик исследовательского центра "Кортес" Михаил Турукалов оценивает долю компаний полного цикла на российском автозаправочном рынке примерно в 40 процентов. "С другой стороны, у вертикально-интегрированных нефтяных компаний больше так называемый пролив, то есть реализация топлива на АЗС, — объясняет эксперт. — Поэтому при такой доле заправок они, скорее всего, реализуют больше топлива, чем независимые игроки".


В целом инициатива Федеральной антимонопольной службы, предполагающая лишение нефтяных компаний одного из сегментов их работы, а именно розничного бизнеса, вызвала у экспертов лишь недоумение. Как отмечает Виталий Крюков, существующая схема — добыча нефти, производство нефтепродуктов, а затем их продажа — уже давно доказала свою эффективность во всем мире. "Это не уникальный случай, это форма организации бизнеса, которая позволяет оптимизировать операционные расходы и контролировать качество продукта на каждой стадии", — напоминает аналитик. Михаил Турукалов отмечает, что следствием разрыва действующей производственной цепочки станет рост издержек. Вертикально-интегрированные нефтяные компании — норма для мирового рынка нефти, — объясняет эксперт ИАЦ "Кортес". — В большей части стран нефтяные компании владеют и добычей, и переработкой, и сбытом. Здесь мы слышим предложение отделить заправочный бизнес от нефтяных компаний. В результате мы получаем много розничных игроков и удлиненную цепочку создания стоимости".


По мнению Федеральной антимонопольной службы, выделение автозаправочного бизнеса в отдельный сегмент топливного рынка должно привести к увеличению конкуренции, и, соответственно, к снижению цен на нефтепродукты. Но понижающее воздействие такого шага на цены, считает Михаил Турукалов, если и возникнет, то наверняка будет нейтрализовано ростом налоговой составляющей из-за увеличения числа промежуточных звеньев.


Аналитик ИГ "КапиталЪ" Виталий Крюков не исключает, что увеличение доли независимых автозаправочных станций не только не приведет к снижению цен, но и, более того, обернется ухудшением качества топлива.


"У нас, по сути, нет независимых НПЗ, откуда бы независимые АЗС могли бы покупать нефтепродукты, — напоминает он. — Если НПЗ останутся в структурах вертикально-интегрированных нефтяных компаний, а АЗС будут отделены, то цены останутся такими же, но качество может упасть".


Сейчас цены на бензин в рознице снижаются и, вероятно, антимонопольная служба пока не будет добиваться одобрения своей инициативы.


"Цены снизились в минимальной степени только в течение последней недели, то есть с 12 по 16 октября, — не склонен переоценивать удешевление бензина Михаил Турукалов из ИАЦ "Кортес". — То, что было раньше — это, на мой взгляд, просто стабилизация. Что будет дальше, сказать очень сложно, поскольку теперь включился оптовый рынок. В оптовом звене после длительного роста в течение более месяца мы видели снижение цен, особенно по бензину. Однако с конца прошлой недели наблюдаются первые попытки стабилизировать цены на фоне роста мировых цен на нефть и нефтепродукты. Поэтому теперь надо следить за оптовым сегментом российского рынка бензина — получится ли там отыграть движение на мировом рынке нефти и нефтепродуктов. Если получится, то розничные цены в ближайшее время будут стабильными. Если нет, можно ожидать их дальнейшего плавного снижения".


"Основная проблема сейчас — не цены на АЗС, а оптовые, — соглашается аналитик ИГ "КапиталЪ" Виталий Крюков. — Мы видели, что с начала года оптовые цены по некоторым группам товаров выросли более чем в два раза. Это, конечно, приводит к росту цен на АЗС, поскольку они не могут работать с очень низкой эффективностью своего бизнеса. Поэтому основная проблема и корень зла — это оптовые цены. Надо выработать унифицированную методику их формирования".


Крупные нефтяные компании, работающие в России, уже предложили Федеральной антимонопольной службе совместно разработать формулу образования цен на нефтепродукты в оптовом звене. Однако о том, когда такая работа может быть завершена, пока ничего не известно.