Таможня разошлась с Bank of New York полюбовно

Андрей Бельянинов

Российская таможня помирилась с Bank of New York. После двух с половиной лет разбирательств ФТС отозвала иск из московского арбитража. Банк, в свою очередь, компенсирует судебные издержки и откроет российским коллегам кредит.


Федеральная таможенная служба РФ отказалась от намерения взыскать 22,5 миллиарда долларов с Bank of New York (BoNY) в качестве компенсации за причастность банка к отмыванию доходов российских импортеров в конце 1990-х годов. В четверг Московский арбитражный суд удовлетворил просьбу ФТС о прекращении производства по данному делу, которое началось в 2007 году.


Как говорится в совместном заявлении сторон, в рамках внесудебного мирового соглашения банк без признания вины компенсирует ФТС судебные издержки на сумму в 14 миллионов долларов. Ровно столько же BoNY выплатил в 2005 году американскому правительству по мировому соглашению с прокуратурой страны.


О том, что примирение российской таможни с американским банком произойдет в ближайшие дни, глава внешнеторгового ведомства Андрей Бельянинов заявил журналистам накануне заседания суда, но основные детали стали известны еще в середине сентября.


Тогда российский министр финансов Алексей Кудрин, сообщив о готовности сторон к внесудебному урегулированию спора и компенсации судебных издержек, отметил, что "в качестве акта доброй воли" Bank of New York готов предоставить России льготную кредитную линию на 4 миллиарда долларов, подчеркнув: прямого отношения к иску ФТС это решение не имеет.


В официальном пресс-релизе Bank of New York и ФТС о льготных кредитах нет ни слова, но "позитивный вклад банка в развитие российских финансовых рынков" отмечается как одна из причин, побудивших ФТС добровольно отозвать иск.


После объявления о примирении сторон информагентства со ссылкой на исполнительного вице-президента BoNY Мэттью Байбена сообщили, что банк планирует открыть своим российским коллегам возобновляемую раз в полгода кредитную линию торгового финансирования. Упомянутая выше сумма в 4 миллиарда долларов, по словам г-на Байбена, отражает совокупный объем средств, который предполагается выдать за пять лет. "Мы ожидаем, что максимальный общий объем средств, предоставляемых единовременно всем участникам торгового финансирования, не превысит 400 миллионов долларов", — цитирует топ-менеджера агентство "Интерфакс". Условия и ставки кредитования пока не определены — представитель BoNY отметил лишь, что они будут коммерчески обоснованными.


По информации источника газеты "Коммерсант", стоимость кредита может равняться лондонской межбанковской ставке предложения (LIBOR) плюс 2,5 процентных пункта. На таких условиях, говорят опрошенные изданием аналитики, привлечение средств из-за рубежа сегодня потенциально возможно для ведущих банков. Но в докризисные времена тот же Сбербанк привлекал деньги за рубежом по ставке LIBOR плюс 0,5-0,6 процентных пунктов, указывает в разговоре с корреспондентом Радио Свобода аналитик управляющей компании "Арбат Капитал" Михаил Завараев. С ухудшением ситуации с ликвидностью "наценка" вырастала до 0,7-0,8 процентных пунктов. В то же время, для менее крупных российских банков из первой тридцатки ставки по кредитам могут превышать LIBOR на 6-7 процентных пунктов. Следовательно, до тех пор, пока неясно, кто и на каких условиях получит доступ к деньгам, выгоды от достигнутых договоренностей оценить трудно.


Понятно, что на фоне суммы иска объем кредитной линии невелик, говорит начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий. Но это лучше, чем ничего, когда бюджет сводится с огромным дефицитом, а брать кредит в МВФ особого желания нет. "BoNY наконец избавляется от тяжбы, на протяжении нескольких лет давившей на его репутацию", — отмечает эксперт.


Иск против BoNY на 22,5 миллиарда долларов Федеральная таможенная служба подала в Московский арбитражный суд в мае 2007 года. Суть претензий сводилась к тому, что банк в 1996-1999 годах участвовал в "отмывочных" схемах российских компаний-импортеров, нанесших ущерб в 7,5 миллиарда долларов. В 2005 году банк признал вину некоторых своих сотрудников (имя одной из них, Люси Эдвардс, урожденной Людмилы Прицкер, упомянуто в релизе о мировом соглашении с ФТС) в проведении нелегальных операций по переводу денег из России в США. В ноябре 2005-го банк и прокуратура США заключили соглашение, по которому BoNY выплачивал правительству 14 миллионов долларов без возбуждения уголовного дела. На этой договоренности и основывался иск ФСТ. Летом 2008 года американская прокуратура направила в ФТС официальное разъяснение, на основе которого истец пришел к выводу о необоснованности гражданского преследования банка, говорится в совместном заявлении.


О готовности к мировому соглашению ФСТ уведомила адвокатов Bank of New York в феврале 2009 года. Стоит отметить, что дело выглядело неординарно с самого начала. Размер исковых требований превышал ущерб в три раза, как то предусмотрено американским антикоррупционным законом, тогда как по российскому гражданскому кодексу речь могла бы идти только о компенсации реально причиненного ущерба и доказанной упущенной выгоды, указывали юристы. На протяжении многих месяцев после подачи иска было даже неясно, может ли он рассматриваться в российском суде.