Неукротимый Саакашвили

Михаил Саакашвили

43 неделя 2009 года на страницах американских еженедельников. Как обокрали российское государство. Триумф надежды над неопытностью. Как сделать Грузию союзником. Уроки Китая.

Кто управляет Россией

Недавно российский президент Дмитрий Медведев представил свое смелое видение "более цивилизованной" России, свободной от правового нигилизма", превратившего суды и правоохранительные органы в орудие для разрешения деловых споров. На этой неделе в московский суд был подан уголовный иск, где изложены детали махинации, в результате которой высокопоставленные чиновники, судьи и милиция украли у российских налогоплательщиков полмиллиарда долларов, а затем использовали суд, чтобы наказать тех, кто стал жертвой мошенничества и пытался привлечь к нему внимание. Исход этого судебного дела, пишет Newsweek, покажет, кто на самом деле управляет Россией – государство или проходимцы со связями во власти. Иск подан Биллом Броудером, руководителем фонда Hermitage, в недалеком прошлом крупнейшего инвестора в российский бизнес. В 2005 году Броудеру был запрещен въезд в страну по соображениям национальной безопасности".

Подробности дела широко обсуждаются сейчас в средствах массовой информации. Речь идет о криминальной схеме возврата налогов, от чего пострадало только российское государство. Компания подала иск, чтобы привлечь внимание к беззаконному, по ее мнению, аресту в январе 2009 года адвоката Сергея Магницкого, вскрывшего мошенничество, и добиться его освобождения. По словам Броудера, эта история демонстрирует уровень коррупции в России и неспособность государства защитить свои интересы.

7 ноября в Лондоне российское правительство проведет презентацию с целью разместить государственные еврооблигации на сумму около 18 миллиардов долларов. Правительственные чиновники прогнозируют большой интерес мировых финансистов к российским ценным бумагам, учитывая, что финансовая ситуация в стране постепенно улучшается и стабилизируется. Чтобы оправдать этот оптимизм, Медведеву понадобится нечто большее, чем критика правового нигилизма". Он должен доказать, что не преступники возглавляют милицию и налоговую службу, а суды не продаются тем, кто платит больше. Если ему это не удастся, то вскоре Россия станет слишком опасной даже для самых безрассудных инвесторов, предупреждает Newsweek.

Есть шанс заслужить

Нобелевская премия мира, присужденная Бараку Обаме, это триумф надежды над неопытностью, считает обозреватель Time. Теперь американский президент должен решить, что делать, чтобы эту премию заслужить. Неожиданный шанс может представиться на Ближнем Востоке, где переговоры между израильтянами и палестинцами в очередной раз зашли в тупик. Однако на Западном берегу Иордана ситуация улучшается: власти Израиля и Палестинской автономии ведут переговоры о снятии пропускных пунктов, экономический рост территории составил 7 процентов, американский генерал Дейтон наблюдает за обучением палестинских сил безопасности, сократились преступность и число террористических нападений.

Президент должен использовать момент, чтобы объявить о своем плане мирного урегулирования. Основные пункты этого плана известны: возврат к границам 1967 года с помощью обмена территориями, что позволит Израилю сохранить поселения; отказ от права палестинских беженцев вернуться на свои земли; провозглашение Иерусалима столицей обоих государств и размещение международных миротворцев в районах, патрулируемых сейчас израильтянами. Такой план будет поддержан всем миром, включая большинство арабских государств, что усилит давление на израильских и палестинских лидеров.

Известный американский эксперт по Ближнему востоку Дэвид Маковски еще летом представил этот план израильскому премьеру Биньямину Нетаньяху. Реакции не последовало. Конечно, если Нетаньяху согласится на обмен территориями, его правая коалиция распадется. Но он может сформировать новое правительство в союзе с центристской партией Кадима. И тогда у него самого будет шанс остаться в истории человеком, которому удалось обезопасить границы Израиля, а такое достижение, действительно заслуживает Нобелевской премии, считает Time.

Неукротимый Саакашвили

Политик Михаил Саакашвили пережил войну с Россией, одолел внутреннюю оппозицию и стал телезвездой на Западе. Но может ли он сделать Грузию надежным союзником? Журнал Time пытается ответить на этот вопрос, ставший особенно актуальным после обнародования доклада Европейского Союза, в котором на Грузию возлагается ответственность за начало военных действий. Автор статьи рисует портрет харизматического лидера, полиглота, обладающего талантом общения и привлекательной внешностью. Он ставит перед своей страной амбициозные цели, но его импульсивность и запальчивость могут нанести урон молодой демократии и вызвать новое кровопролитие на Кавказе. Саакашвили обладает невероятной энергией, однако, по мнению оппозиции, он использует ее для укрепления автократии, а не демократии. Средства массовой информации и судебная система в стране пока не стали независимыми, а оппозиция обвиняет президента в преследовании за инакомыслие.

Если либеральная демократия, основанная на западных принципах, укрепится в Грузии, на южной границе России, это может стать примером для других бывших советских республик. Кавказ является ключевым регионом для снабжения западных рынков нефтью и газом из Центральной Азии в обход России. Здесь Тбилиси мог бы способствовать уменьшению зависимости Запада от российских энергоносителей. Но прежде Грузия должна стать стабильной, мирной и преуспевающей страной. И историческая оценка энергии и энтузиазма Михаил Саакашвили зависит от того, сможет ли он добиться этой цели, пишет Time.

Победивший кризис


Год назад правительства наиболее развитых стран спасли мировую экономику. Настоящим сюрпризом для экспертов стала устойчивость к кризису крупных развивающихся рынков – Индии, Китая, Индонезии, пишет Newsweek. Но одна из этих стран не только выжила в кризисе, но и преуспела – Китай. Все правительства в ответ на кризис приняли меры обороны, защищая слабые места. Пекин использовал его, чтобы энергично двигаться вперед. Можно смело сказать, что Китай вышел победителем в мировом экономическом кризисе. Почти все страны Западного мира оказались плохо подготовленными к кризису. Правительства много тратили, позволяли себе высокий дефицит бюджета, а когда пришлось пойти на огромные траты, дефициты стали космическими.

Китай удерживал профицитный бюджет и высокие процентные ставки, чтобы сдерживать излишний рост, потребительские расходы и кредиты. Когда наступил кризис, правительство использовало все средства, чтобы стимулировать рост: увеличение государственных и потребительских расходов, более привлекательные условия кредитования. Дисциплина в период достатка позволила большую свободу в более трудное время. Средства, выделенные на стимулирование экономики, пошли на инвестиции в будущий экономический рост - в инфраструктуру, новые технологии, образование.

В последнее десятилетие, наблюдая за беспрецедентным ростом китайской экономики, западные эксперты ждали, когда наступит крах. Теперь следует оставить эти надежды и начать извлекать уроки из опыта Китая, считает Newsweek.