Дубровка: семь лет спустя

Театральный центр на Дубровке, 26 октября 2002 года

Семь лет назад, 26 октября 2002 года, начался штурм Театрального центра на Дубровке.

До этого группа террористов в течение трех дней удерживала около 800 заложников, зрителей и актеров мюзикла "Норд-Ост". В результате штурма, в ходе которого был применен неизвестный газ, состав которого до сих пор засекречен, погибли 130 заложников. Сегодня в 10 утра на площади перед Театральным центром началась траурная акция памяти погибших.

Пройдет траурный митинг и концерт-реквием, в знак памяти о погибших запустят в небо 130 белых воздушных шаров. Во время минуты молчания будут зачитаны имена погибших.

Родственники погибших и пострадавшие от газа бывшие заложники обратились в суд, надеясь получить компенсации. О том, что из этого вышло, рассказал в эфире Радио Свобода доктор юридических наук Игорь Трунов, адвокат потерпевших:

- Иски о возмещении вреда - единственная форма цивилизованного судопроизводства, которой могли воспользоваться пострадавшие. В отношении террористов дела как такового не было, не было его и в отношении действий должностных лиц, приведших к гибели такого количества людей. В части возмещения вреда основная масса потерпевших получила отказ, удовлетворения исковых требований мы добились только в 42 случаях. В большинстве из них выплаты были произведены сиротам и, выражаясь юридическим языком, "иждивенцам по утрате кормильца".

- С чем были связаны отказы остальным потерпевшим?

Митинг памяти на площади у Театрального центра на Дубровке, 26 октября 2009
- Судебная система, на мой взгляд, абсолютно необоснованно разделила понятие "вред" на две составляющих – материальную и моральную. А, как известно, по российскому законодательству гибель близких родственников чаще всего трактуется как моральный ущерб. Таким образом, родственникам погибших в возмещении морального вреда отказали.

- Насколько известно, не были удовлетворены и многие иски, которые касались возмещения ущерба, связанного с нанесением вреда здоровью. Почему?

- Так как формула газа не была раскрыта, то не удалось подтвердить причинно-следственную связь между тем, что люди пережили на Дубровке, и состоянием их здоровья. Многие потерпевшие получили инвалидность, но нужно было доказать, что эта инвалидность связана с применением газа.

- Параллельно идут судебные дела, связанные с мародерством сотрудников правоохранительных органов.


- Вещи погибших были описаны, все это запротоколировано в присутствии понятых, а потом разворованы, как говорят сегодня, "неизвестными сотрудниками прокуратуры". Было возбуждено уголовное дело, сейчас оно развивается в вялотекущем режиме, но по этому делу нет подозреваемых и нет обвиняемых. Но, тем не менее, мы выиграли ряд дел в части хищения ценностей.

По свидетельству адвоката Игоря Трунова, сейчас пострадавшие в результате теракта на Дубровке и родственники погибших ожидают решения по их делам Европейского суда по правам человека.