41 картина о профессии, за которую убивают

В Москве сегодня открывается первый всероссийский кинофестиваль "Профессия: журналист". На конкурсе будут показаны фильмы, рассказывающие о погибших журналистах: Анне Политковской, Артеме Боровике и корреспондентах, работавших в "горячих точках". Также в рамках фестиваля пройдет дискуссия о современной журналистике в России.

Идея провести кинофестиваль "Профессия: журналист" принадлежат Союзу журналистов и Гильдии кинорежиссеров при поддержке посольства Королевства Нидерландов в Москве. Несколько месяцев назад глава Гильдии Игорь Степанов возглавил Дом журналиста, переоборудовал кинозал и решил открыть новый сезон кинопоказами. Кстати, Степанов также является руководителем правозащитного кинофестиваля "Сталкер". Он говорит, что тематического кинофестиваля, посвященного журналистике как профессии, пока не было:

- Есть много всевозможных журналистских конкурсов – для пишущей братии, для тележурналистов. А вот фестиваля, посвященного самой профессии журналиста, нет. И когда я стал директором Дома журналиста, я решил попробовать сделать фестиваль "Профессия: журналист", чтобы показать эту профессию с разных сторон. Оказалось, даже для первого фестиваля собралась 41 картина. Мы сделали конкурс из документальных и игровых фильмов, и, в общем-то, считаем, на первом этапе получилось. Это фильмы не только о том, что привыкли видеть журналисты, работающие, скажем, в экстремальных точках. Это еще и о том, как они живут, какие у них хобби, как они занимаются другими профессиями и это им не мешает жить в основной профессии.

- На фестивале будет поднят вопрос о том, что происходит с современной российской журналистикой?

- Естественно, это сейчас очень модно. У нас на второй день будет круглый стол на тему свободы личности и вообще профессии журналиста в кинематографе, в телевидении и на радио. Разговор пойдет именно о том, как эта профессия развивается сегодня.

Один из организаторов кинофорума, председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов считает, что профессия журналиста нуждается в восстановлении своего авторитета:
Это символично: фестиваль "Профессия: журналист" в Доме журналиста открывается фильмом Герасимова "Журналист"

- Один из министров, который руководил нашей прессой, дал такую формулу: журналист - это оператор связи, проводник информации. Другой сказал, что пресса - некая власть. Но есть взгляд журналиста как человека, который расследует обстоятельства всего происходящего в мире, в правительстве, в жизни отдельного человека и так далее. Я думаю, это очень хорошее начинание. Тем более, мне думается, самое полезное - это контакт российских кинематографистов и журналистов. Я к этому отношусь с энтузиазмом.

Откроется кинофестиваль картиной классика советского кино Сергея Герасимова "Журналист", которая была снята в 1967 году, сообщает Игорь Степанов:

- В советское время был снят фильм "Журналист", а недавно мы встречались с ученицей Герасимова, молодым кинорежиссером Ларисой Садиловой, которая хочет сделать римейк по этой картине. Она считает, что события того времени можно перенести в сегодняшний день и картина не потеряет свою актуальность.

В течение пяти дней в Доме журналиста зрители смогут посмотреть 11 игровых, 15 документальных фильмов и 5 телепрограмм. Среди них работы Евгения Мезенцева "Убийство Анны Политковской", Дмитрия Грачева "Влад Листьев. Вспомнить все" и Андрея Калитина "Артем Боровик. Последний полет". Кинорежиссер, журналист и правозащитник Алексей Симонов приветствует идею сочетания двух профессий на этом кинофоруме:

- Новый директор Дома журналиста очень правильно понял свою задачу. Мне очень нравится, что кино совмещено здесь с журналистикой для популяризации журналистики и кино. Я думаю, что там могут быть самые неожиданные фильмы, начиная от "Жди меня", где очень важно, так сказать, участие журналиста, и даже "Живых и мертвых", в которых тоже есть эпизоды с журналистами.

- Вы могли бы привести примеры из мирового кино - какие картины, на ваш взгляд, точно изображают профессию?

- Первое, что приходит на ум, конечно, американская картина "Вся президентская рать". Потом есть замечательная американская картина "Доброй ночи и удачи" - о том, как телеведущий боролся с развязавшим "охоту на ведьм" Маккарти... Я думаю, если обратиться к мировому кинематографу, то окажется, что картин о журналистах очень много.

- В каких-то современных российских картинах рассказывается о журналистах?

- Современных документальных картин не помню, только специализированные картины, которые сделаны в связи с трагической гибелью тех или иных российских журналистов. Такие картины есть, поскольку драма жизни является основой драмой кино. Несколько лент посвящены гибели Ани Политковской, есть ленты, посвященные гибели Влада Листьева, Артема Боровика. Есть и "Остаюсь журналистом" - картина начала 70-х годов, сделанная Лазаревым о Константине Симонове. Выбор довольно большой, хотя я не думаю, что нынешняя журналистика является предметом внимания со стороны нынешнего кинематографа. Журналистика, мягко говоря, перестала быть сильно популярной. Она становится популярной только тогда, когда журналисты действительно реально выполняют свои профессиональные обязанности, что бывает не всякий раз.