Черные дыры трудового законодательства

Сергей Храмов


Государственная Дума России сегодня в первом чтении рассмотрит поправки в закон о занятости населения. Речь идет о гарантиях безработным гражданам, которые до увольнения работали у индивидуальных предпринимателей. В конце октября Конституционный суд признал правоту граждан, которые обжаловали положение закона о занятости населения. Заявители были недовольны тем, что им назначили минимальное пособие по безработице именно потому, что их последним работодателем перед увольнением были не организации, а индивидуальные предприниматели. Сообщается, что этот закон должен вступить в силу 1 января 2010 года, после чего уже всем гражданам будут платить одинаковые пособия, независимо от того, где они работали в последнее время - в государственной организации или у индивидуального предпринимателя.

Вот как прокомментировал РС эту ситуацию Сергей Храмов, сопредседатель Федерального координационного совета центра "Соцпроф":

- Конституционный суд принял абсолютно верное решение: невозможна дифференциация работников по принципу, кто у кого работал. Это во-первых. А во-вторых - и это касается самой Государственной Думы - я всегда считал, что сначала следует принимать решения, касающиеся заработной платы бюджетников, а только потом - закон о бюджете. Нельзя, чтобы, ссылаясь на то, что в бюджете нет денег, работникам не могли повысить заработную плату. Убежден, что в закон о бюджете должны быть заложены резервные средства на случай судебных решений или трудовых споров. Ведь есть Конституция, устанавливающая трудовые права граждан, в том числе и право на достойную оплату труда. А Конституция выше любого закона о бюджете.

- Где еще не все в порядке с трудовыми правами граждан?

- Прежде всего, это касается минимальной заработной платы. Дума пошла на поводу у популистских лозунгов ФНПР о том, что необходимо любыми средствами приблизить минимальную зарплату к прожиточному минимуму. В результате оказалось, что минимальная заработная плата включает в себя все доплаты, в том числе и северные коэффициенты, северные процентные надбавки. В итоге получился парадокс: процентная надбавка за работу в условиях крайнего Севера увеличивается пропорционально трудовому стажу работника в этих условиях, но автоматически снижается тарифная часть минимальной заработной платы. Сейчас решением этой головоломки занимаются суды во многих субъектах федерации. Это первое.

Но есть и другие важные проблемы. Работники фактически лишены права на коллективные трудовые споры. Почему? Да потому, что работодатель, как выясняется, обязан вступать в переговоры только с теми работниками, которые представляют большинство коллектива. То есть сначала нужно собрать собрание всех работников завода, чтобы оно утвердило требование части коллектива. И это только для того, чтобы обязать работодателя, дирекцию начать с ними переговоры. Возникает нелепая ситуация: общее собрание обычно провести невозможно, поскольку этому всеми силами противится администрация, вот людям и приходится идти на стихийные выступления - объявляют незаконные забастовки, перекрывают дороги... Это еще одна проблема, которую необходимо как можно быстрее решить.