4 ноября: чей праздник?

Националисты пытаются монополизировать государственные праздники.

4 ноября в России в четвертый раз отмечают государственный праздник - День народного единства, который иногда еще называют Днем освобождения от польско-литовских и шведских оккупантов. На завтра в Москве запланирован целый ряд публичных акций, митингов, шествий и концертов, которые проведут организации самой разной политической ориентации. Поможет ли новый праздник объединить российское общество или, наоборот, еще больше его расколет?

Митинг под лозунгом "Россия, вперед!", посвященный Дню народного единства, проводит 4 ноября на Поклонной горе партия "Единая Россия". Историко-философскую концепцию, лежащую в основе нового праздника, попытался изложить депутат от "Единой России" Владимир Колесников:

- Главная проблема заключается не во внешних силах, а внутри страны, в консолидации общества. Вот основное. Лично я этот день праздную. Но для того чтобы понять, что происходит сегодня, я обращаюсь к нашим историкам: пожалуйста, все-таки разберитесь, что такое смута, кто стоял за этой смутой, какова роль ордена иезуитов, созданного в V веке, какие задачи перед этим орденом были поставлены, как они были реализованы, почему были все средства хороши, начиная от петли, пули, яда и так далее.

К сожалению, процессы эти продолжаются, но формы, методы, тактика меняются. Есть внешний интерес. А как вы хотите? Почему Александра Второго убили? Что, "Народная воля" просто так образовалась? Нет, так просто не бывает. А потому, что взяли арифмометр и посчитали... на Западе... А почему гражданская война, а потом Великая Отечественная война, Афганистан, Ирак, Косово, Абхазия, Южная Осетия и так далее? Это все звенья одной цепи.

Как бы то ни было, за те несколько лет, что в России празднуют День народного единства, сложилась своеобразная традиция: наибольшую активность в этот день проявляют сторонники радикальных националистических организаций. В 2005 году организации националистического толка впервые провели так называемый "Русский марш". Очередной "Русский марш" запланирован и в этот раз.

На 4 ноября свою акцию наметили и антифашисты. Митинг "Русские против фашизма" пройдет у памятника Грибоедову на Чистопрудном бульваре. Говорит член оргкомитета акции Максим Степанов:

- В этот день, 4 ноября, традиционно проводят свои мероприятия ультраправые, которые собирают неонацистов. Но есть и другая молодежь, которая также считает себя патриотами, но не готова идти под националистическими лозунгами.

Депутату Виктору Илюхину из фракции КПРФ смысл нового праздника вообще непонятен:

- Праздника не получается. Как объединить богатого с бедным, когда богатые сегодня цинично издеваются над этим бедным и демонстрируют свое богатство, яхты покупают, футбольные клубы покупают и так далее, и так далее? Я согласен, единение может быть, но ради какой-то великой цели. А где эта великая цель? После 1991 года власть много пыталась ввести новых праздников... Не получается. Не от народа это все идет.

Компартия, которую представляет в парламенте Виктор Илюхин, никаких мероприятий в День народного единства проводить не намерена и выведет своих сторонников на улицу, как всегда, 7 ноября. Объединяет или разъединяет граждан России День народного единства? На эту тему размышляет декан факультета политологии Высшей школы экономики Марк Урнов:

- Эта дата мобилизует, в первую очередь, крайних националистов. Так что, с точки зрения долгосрочной перспективы, он скорее вред приносит, чем пользу. Я понимаю, что при той бешеной националистической волне, которая сейчас есть, нацисты нашли бы себе и другой повод попраздновать, но то, что они пристроились к государственному празднику, это очень плохо. Таким образом вся идея праздника - Дня национального единства - оборачивается какой-то зловещей карикатурой.

Несложные подсчеты показывают, что из почти двух десятков митингов и манифестаций, которые запланированы на 4 ноября в разных районах Москвы, от "Русского марша" до обряда укрепления Руси, большинство носят националистический характер. И лишь одна акция пройдет под антифашистскими лозунгами.