Отказ от продажи Opel: не все так прозрачно

Андрей Сотник

Совет директоров американской автомобилестроительной корпорации General Motors принял решение не продавать акции Opel, таким образом положив конец многомесячным переговорам, по итогам которых Opel переходил бы консорциуму в составе канадской компании Magna и российского Сбербанка. В чем причина неожиданного решения GM? Об этом специально для сайта РС - финансовый аналитик Андрей Сотник.

Для справки: переговоры Magna с GM стартовали в мае. В сентябре канцлер Германии Ангела Меркель, сторонница продажи Opel консорциуму, сообщила, что совет директоров GM принципиально одобрил продажу 55% акций своего европейского подразделения канадской Magna и российскому Сбербанку. Партнеры должны были заплатить за бумаги Opel 500 млн евро, еще 4,5 млрд евро Opel мог получить в виде госфинансирования от властей Германии. Оставшиеся 10% акций должны были перейти трудовому коллективу, владельцем 35% по-прежнему оставалась бы General Motors.

- Причины, которыми американцы объяснили отказ от сделки, звучат весьма политкорректно: ситуация в европейской экономике начала улучшаться. Как вы полагаете, это реальная причина? Или скорее версия для публичного пользования?

- Могу высказать лишь свои предположения. Думаю, что реальные мотивы такого решения могут быть связаны с непрозрачностью планируемой сделки.

- Но, кажется, все было вполне прозрачно. Официально объявлялось, что консорциум, состоящий из Magna и Сбербанка, готов заплатить за 55-процентный пакет акций 500 миллионов евро. Немецкое правительство собиралось представить гарантии еще на 4,5 млрд евро. Партнеры – солидные, сумма известна, какие могут быть вопросы?
А какая именно Magna собиралась покупать Opel? По одним данным, речь шла о канадской компании. По другим – о канадско-австрийской. Не было абсолютной ясности и в сообщениях о российских партнерах

- Есть вопросы. И весьма серьезные. Например, такой: а какая именно Magna собиралась покупать Opel? По одним данным, речь шла о канадской компании. По другим – о канадско-австрийской. Не было абсолютной ясности и в сообщениях о российских партнерах. В одних сообщениях фигурировал Сбербанк, в других – Сбербанк и группа ГАЗ. Какими были русские деньги – заемными или собственными?

- Ну, продавцы-то точно знали, с каким именно консорциумом имеют дело.

- Вот именно. И это-то их и насторожило.

- Что именно? Ваша версия?

- Давайте посмотрим для начала, что из себя представляет Magna и в каком качестве она могла бы участвовать в сделке.

Канадская компания – это Magna International Inc., один из крупнейших мировых производителей автокомплектующих и одна из крупнейших компаний Канады. Штаб-квартира - в городе Аврора, провинция Онтарио. На 30 апреля 2007 года около 84% акций этой компании принадлежало институциональным инвесторам, остальные через трасты контролировали семья председателя совета директоров компании Фрэнка Стронака (Frank Stronach) и ее топ-менеджеры. При этом семья Стронаков контролировала около 70% голосующих акций всей компании. По состоянию на май 2007 года Magna International Inc. владела 235 производственными предприятиями и 64 проектно-конструкторскими центрами в 23 странах Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки, на которых занято 83 тысячи человек.
С какой из этих компаний собирался иметь дело Сбербанк? Существенный, между прочим, вопрос, так как это совершенно разные юридические лица, обладающие разными активами и правами на собственность

Что же касается канадско-австрийской компании Magna, то это совместное предприятие с известнейшей на Западе фирмой Stеyr, точнее - австрийская "дочка" канадской фирмы. Австрийская Magna на заводе в австрийском городе Граце мелкими партиями (до 200 тысяч автомобилей в год) собирает BMW X3, Mercedes E и G-класса, Saab 9-3 Convertible и некоторые другие марки автомобилей.

С какой из этих компаний собирался иметь дело Сбербанк? Существенный, между прочим, вопрос, так как это совершенно разные юридические лица, обладающие разными активами и правами на собственность.

Если углубиться в изучение структуры собственности канадской Magna, то вопросов становится еще больше. В процессе подготовки сделки никто почему-то не говорил, что в 2007 году российская компания "Русские машины" (входит в холдинг "Базовый элемент" Олега Дерипаски) приобретала за 1,54 млрд долларов 20-процентный пакет голосующих акций канадской Magna, так что фактически канадская компания стала немножечко канадско-российской… Так как "Русские машины" совершали покупку за счет заемных, а не собственных средств, приобретенный пакет канадских акций был передан в залог хозяевам денег - банкам.

Далее история еще более запуталась. Не стану утомлять слушателей подробностями, но в результате в 2008 году канадцы объявили, что "Русские машины" не являются более акционерами канадской Magna. При этом распределением акций между канадскими и русскими партнерами стал заниматься некий траст неизвестной юрисдикции. Кто выиграл от этой операции, на чьих счетах оказались полтора миллиарда долларов, вложенных россиянами – вопросы без ответов. Но в 2009-м группа ГАЗ, контролируемая Дерипаской, всплывает в качестве одного из участников консорциума, который намеревался купить Opel.

- Все эти сложные и непрозрачные схемы, на ваш взгляд, могли испугать американцев?


- Безусловно, могли. Абсолютная закрытость и непубличность предлагаемых финансовых схем для GM – серьезный повод задуматься о целесообразности такой сделки. Америка давно сделала для себя однозначные выводы – "грязные" деньги, трасты неизвестной юрисдикции, офшорные схемы ведут к катастрофам. Российские же власти и некоторые их иностранные партнеры понять это никак не желают. Так что произошедшее абсолютно закономерно: американцы просто не захотели разбираться во всей этой немецко-канадско-австрийско-российской финансовой истории.

Каким видится будущее Opel из Германии, читайте в расшифровке
сюжета Сергея Сенинского из программы "Время и Мир"