Арестованы подозреваемые в деле Маркелова и Бабуровой

Никита Тихонов арестован по подозрению в убийстве Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой

В четверг официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин сообщил, что Главное следственное управление при прокуратуре предъявило обвинение по делу об убийстве в январе этого года в Москве адвоката Станислава Маркелова и внештатного корреспондента "Новой газеты" Анастасии Бабуровой.

Обвинение предъявлено 29-летнему неработающему Никите Тихонову и 24-летней Евгении Хасис, менеджеру ООО "Бух Учет Торговля", которых задержали 3 и 4 ноября следователи СКП РФ и оперативные сотрудники ФСБ и МВД России. В четверг Басманный суд Москвы санкционировал арест Тихонова и Хасис.

В среду ряд СМИ сообщил о том, что по подозрению в убийстве Маркелова и Бабуровой задержаны двое активистов националистической организации "Русское национальное единство" (РНЕ).

Владимир Кара-Мурза: Сегодня Следственный комитет при Генеральной прокуратуре назвал имена обвиняемых в убийстве адвоката Станислава Маркелова и журналистки "Новой газеты" Анастасии Бабуровой, которые были застрелены в январе этого года в центре Москвы. Никиту Тихонову и Евгению Хасис задержали в минувшие выходные, а сегодня Басманный суд выдал санкцию на их арест. Как следует из материалов дела, радикальная группировка, в которую входили обвиняемые, планировала еще одно резонансное убийство, об этом президенту Медведеву доложил глава ФСБ Александр Бортников. В ходе встречи глава государства с удовлетворением отметил, что вся необходимая работа по раскрытию преступления проведена в короткие сроки. По данным сайта "Газета", Хасис и Тихонов - брат и сестра, входящие в националистическую группировку ОБ-88. Тихонов кроме того был в свое время объявлен в розыск за убийство антифашиста и, по некоторым данным, писал речи Борису Грызлову, когда тот был главой МВД. О том, насколько правдоподобным выглядит националистический след в убийстве Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой, в день ареста подозреваемых мы говорим с председателем Московского антифашистского центра Евгением Прошечкиным. Подозревали ли вы националистический след еще в январе этого года, когда произошло преступление?

Евгений Прошечкин: Да, подозревал. Сотрудники вашей радиостанции выходили на меня и задавали такой вопрос: возможны ли мотивы националистического характера, фашистского, нацистского? Я еще тогда по горячим следам сказал, что это в современной России, в Москве вполне возможно.

Владимир Кара-Мурза: Какими делами занимался адвокат Станислав Маркелов в этом смысле?
Сейчас не 90 годы, сейчас целая идеология, целая система, целые партии и движения говорят, что надо убивать, надо спасать Русь святую

Евгений Прошечкин: Тут развилка была. Думали, и не без основания, что, возможно, это мстят, скажем так, поклонники (а их, увы, у нас немало) печально известного, ныне на свободе находящегося Буданова. Потому что убитую девушку Эльзу защищал Маркелов. И для русского националиста это что-то вроде предателей собственного народа. Хотя чеченцы, как мы знаем, граждане России. Это первая развилка, не исключалось. Но кроме того, Маркелов отстаивал сторону убитого антифашиста, убитого три года назад, в 2006 году, Александра Рюхина. И по этому делу хотя не все были пойманы и привлечены к уголовной ответственности, но, тем не менее, скинхеды, принимавшие участие в этом преступлении, были арестованы. И он помогал выводить на чистую воду этих граждан. Это резонансные, то, что на слуху, то, что на поверхности дела вспоминаю. Поэтому возможно, что какие-то отморозки... а может, и не отморозки, сейчас не 90 годы, сейчас целая идеология, целая система, целые партии и движения говорят, что надо убивать, надо спасать Русь святую. Вполне возможно, что пошли на это преступление по таким идеологизированным мотивам, как месть за то, что он защищает антифашистов.

Владимир Кара-Мурза: Галина Кожевникова, заместитель директора информационно-аналитического центра "Сова", склонна доверять версии следствия.

Галина Кожевникова: Неонацистская версия достаточно убедительна. Потому что если мы правильно идентифицировали человека, то он проходил подозреваемым по другому убийству – по убийству Александра Рюхина. И соответственно, у него был серьезный мотив ненавидеть Станислава Маркелова как лично, поскольку Станислав был причастен и представлял интересы потерпевшей стороны в суде по Рюхину, так и из идеологических соображений. С другой стороны, всегда остается возможность того, что поймали его за предыдущие дела, а решили уже до кучи вменить и убийство Станислава. К сожалению, эту возможность тоже нельзя исключать. Но, к сожалению, нацистская версия выглядит вполне убедительной. И то, что это не зеленый, несовершеннолетний боевик, который бегает по подъездам, а вполне взрослый сформировавшийся человек уже, видимо, имевший серьезный опыт организованного насилия хорошо спланированного, это внушает доверие версии следствия.

Владимир Кара-Мурза: Как по-вашему, профессиональный уровень вот этих националистических группировок организовывать подобные преступления?

Евгений Прошечкин: Я думаю, уже в конце или в начале 2009 года позволяют. Есть сайты, на которых обучаются молодчики, как уходить от преследования, как конспирироваться, как нападать. И еще раз говорю, фашизм в современной России уже 20 лет. Нашей организации уже 21 год, Московскому антифашистскому центру, мы же не на пустом месте возникли. Та безнаказанная пропаганда все 90 годы цветочки были, сейчас мы начинаем собирать ягодки. Но я бы хотел заметить, что у меня нет стопроцентной уверенности, что эти граждане Никита Тихонов и его сестра, что они сто процентов именно причастны, убийцы именно Маркелова и Бабуровой. Потому что свалить на человека, который совершил некое преступление, до кучи еще преступление, увы, это обычная тактика, это самая обычная тактика, начиная от обычной милиции и кончая КГБ. У меня самого богатый личный опыт. Помню, в 95 году на меня было нападение, сразу говорю – уголовное чисто, никакой политики не было. А когда дело возбудили и стали расследовать, а я не видел, меня ударили сзади, но по многим признакам я понял, что вешают это дело на человека, который тоже негодяй, преступник, но не по этому делу, он не мог быть там. Просто личный опыт. Увы, кто сталкивался с этим, вам расскажет бесчисленное количество таких приемов. Надо это дело тщательно наблюдать за каждым телодвижением расследования, суда и тому подобное. И то, например, что его засекретили, и то, что обвиняемый в суде Басманном шел, закрывшись каким-то колпаком лицо, это много вызывает, честно говоря, не очень радостные мысли. Тем более, что мы знаем, как якобы Анны Политковской, супер резонансное преступление, объявили полностью раскрытым, а потом кончился конфузом. Я согласен на 90% с Кожевниковой, что вполне они могли так сделать. Но тем не менее, надо все тщательно выверять. На сто процентов, я думаю, рано еще говорить.

Владимир Кара-Мурза: Сергей Соколов, заместитель главного редактора "Новой газеты", находит возникшую версию правдоподобной.

Сергей Соколов: Учитывая то обстоятельство, что и Стас, и Настя были людьми, которые осознанно и долго боролись с нацизмом в нашем российском проявлении, мне представляется, что эта версия вполне реальная, правдоподобная, учитывая, что она была одной из самых основных фактически с самого начала следствия. И мы, проводя журналистское расследование, тоже уделяли большое внимание. Вопрос заключается в другом: а был ли в этой истории заказчик, либо это собрались группа товарищей определенных взглядов и решили врагам отомстить, либо этим людям порекомендовали это сделать, упирая на "идейные" убеждения, либо на финансовые. В этом предстоит разбираться. И говорить о том, что преступление раскрыто, пока преждевременно, потому что, кажется, что там должны быть другие фигуранты этого уголовного дела.


Полный текст программы появится на сайте РС в ближайшее время.