Кто разрушил Берлинскую стену

Берлинская стена пала сама?

45 неделя 2009 года на страницах американских еженедельников. Эхо экономического пузыря. США – Иран, и Москва между ними. Кто разрушил Берлинскую стену. Renault – АвтоВаз: оправдан ли риск?

Эксперт: поведение общества остается спекулятивным


"Предупреждение: мы находимся в новом финансовом пузыре", - это предостережение напечатано на обложке Newsweek. Резкий рост биржевых котировок в последние месяцы не имеет никакого отношения к реальности, считает экономический эксперт журнала. Ситуация на рынке труда США - худшая за десятилетия, ряд государств находятся на грани банкротства, в развивающихся странах доверие потребителей практически на исходе. Как могут расти цены на недвижимость, если безработица увеличивается, зарплата не повышается, а государственные долги достигают рекордных цифр? Известный американский экономист Роберт Шиллер считает, что поведение общества стало гораздо более спекулятивным, и, вероятно, останется таким на длительный период. По его мнению, сейчас в экономике наблюдается новый мыльный пузырь или, как говорят экономисты, эхо того главного пузыря, который сдувается после того, как власти латают прорехи большим количеством наличных денег. А легкие деньги готовят почву для второго круга спекуляций. Оздоровление экономики должно основываться не на фондах стимулирования, а на укреплении частного сектора и вместе с ним - увеличении числа рабочих мест и инвестиций. Тем не менее, безумие возвращается, а вместе с ним и эхо экономического пузыря.

Мировые финансовые активы с 2007 года сократились на 16 триллионов долларов, сумму, превышающую весь объем экономики США. Однако оставшиеся 178 триллионов это все еще огромные деньги. Процентные ставки всюду очень низки, а инвесторы хотят куда-то вкладывать средства. Так, в Китае кредитный бум спровоцировал крупные спекуляции на рынках ценных бумаг и недвижимости. Экономические пузыри не отличаются логикой поведения, и предсказать время их появления и размах практически невозможно. История учит нас одному: отголоски пузырей все равно лопнут и вызовут новый крах, и только после этого начнется настоящий, устойчивый рост, - прогнозирует Newsweek.

Действовать быстрее, предлагать больше


Соединенные Штаты должны укрепить сотрудничество с Россией, чтобы остановить ядерную программу Ирана, считает известный американский политолог, специалист по России Дмитрий Саймс. Его комментарий публикует Time. Если Кремль сможет заключить с Тегераном договор об обогащении в России урана для медицинских целей, это сразу повысит репутацию Москвы на международной арене. Если договор не состоится, Москва поддержит санкции против Ирана, а за ней последует Китай. Недавно Владимир Путин заявил, что вопрос о санкциях, на которых настаивают США, будет решаться не только президентом Медведевым, но всем Советом безопасности России. Пока американской администрации не удается наладить отношения с Путиным, который непосредственно контролирует государственные компании, торгующие с Ираном. Президент Обама и его команда не хотят принять важнейшие решения и не выполняют своих обещаний. В сентябре Обама объявил об отказе от размещения элементов американской ПРО в Польше и Чехии, а ровно через месяц вице-президент Байден подтвердил намерения США разместить в Польше ракеты Patriot и назвал среди приоритетов интеграцию Грузии в НАТО. В ответ Россия может возобновить замороженные поставки в Иран ракет С-300.

Работать с Россией для блокирования иранской ядерной программы будет непросто. Обама хотел, чтобы Владимир Путин поддержал кандидатуру Чикаго для проведения там Олимпийских Игр. Он позвонил российскому премьеру за два дня до голосования и ничего не предложил взамен. Поддержка была уже обещана бразильцам. В вопросе о ядерной программе Ирана такой подход – слишком поздно и слишком мало – может привести к тому, что американской администрации придется делать выбор, которого она очень хотела бы избежать: между ядерным Ираном и новой опасной войной в важнейшем регионе, - заключает Time.

Рейган – актер второго плана

В июне 1987 года президент США Рональд Рейган во время визита в ФРГ обратился к советскому лидеру Михаилу Горбачеву с призывом: "Господин Горбачев, снесите стену". Рейган был одним из немногих оптимистов, веривших, что берлинская стена падет в ближайшем будущем и откроет путь демократизации Восточной Европы. О роли Рейгана и Горбачева в событиях 20-летней давности пишет Time. Многие считали, что именно жесткость и бескомпромиссность американского президента привели к окончанию Холодной войны. По мнению автора статьи, успех Рейгана основывался не на применении силы, а на его умении убеждать, вовлекать в диалог и умело использовать дипломатию. В первые годы своего президентства он пытался начать диалог с советскими лидерами, но эти усилия не дали результата. В Горбачеве Рейган нашел партнера для переговоров. Он считал, что Горбачев разрушит стену, и тем самым заслужит Нобелевскую премию.

На самом деле Берлинская стена пала сама, под собственной тяжестью. В своей речи у Бранденбургских ворот Рейган призвал Горбачева снести стену как символический акт. Поступок Горбачева стал началом либерализации Восточной Европы и величайшим личным достижением Горбачева. В этой драме он был главным действующим лицом, а Рейган - актером второго плана. Тем не менее, заслуги Рейгана в окончании Холодной войны очевидны и могут быть поставлены в один ряд с крупнейшими достижениями президентов Соединенных Штатов. Величайшим даром Рейгана была способность четко сознавать реалии настоящего и оптимистично смотреть в будущее. Он чувствовал, когда риск может принести успех. Президент США Барак Обама должен извлечь уроки из наследия Рейгана при решении стоящих перед Америкой задач, - считает Time.

Спасет ли Renault "Ладу"

В 2007 году французская фирма Renault приобрела 25 процентов акций российского АвтоВаза, - пишет Newsweek. Французов не смутило ни устаревшее оборудование советского времени, ни то, что 100 000 рабочих компании производили всего 130 000 машин в год. Тогда российский автомобильный рынок развивался очень быстрыми темпами. Сегодня, когда уровень продаж рухнул в результате экономического кризиса, российский премьер-министр Владимир Путин предложил Renault увеличить свой капитал в АвтоВазе, предупредив, что иначе доля французской компании может быть размыта. Он также заявил, что хочет обойтись минимальным сокращением рабочей силы.

Проект "Лада" - испытание на прочность желания Путина играть по международным рыночным законам. АвтоВаз – одна из немногих российских компаний, где иностранный инвестор приобрел большую долю в капитале, чтобы провести значительные перемены. Теперь Кремль должен решить: помочь Renault добиться успеха, пусть ценой увольнения половины рабочих, или продолжать закачивать деньги в дряхлую отрасль, только чтобы не потерять рабочие места, - заключает Time.