Во Франции осенью – марионеточный праздник: сюда съезжаются театры марионеток со всего мира. Среди главных участников – смелая и остроумная кукла Гиньоль, которой аплодируют уже более 200 лет.
Самая известная марионетка Франции родилась в Лионе в 1808 году. Гиньоля придумал лионский ткач Лоран Мурге. После французской революции 1789 года он оказался безработным и потому стал ярмарочным торговцем и бродячим дантистом. Биография Лорана Мурге была бы похожа на многие другие, если бы бывший ткач не решил скрасить трудный период жизни созданием собственного театра марионеток.
Говорят, что Мурге смастерил свою первую перчаточную куклу, чтобы заманить пациентов и отвлечь их внимание от зубной боли. Интересно, что сначала родился напарник Гиньоля Няфрон, прототипом для которого стал реальный персонаж: питающий слабость к бутылке красноносый сапожник Тома. Позже появился на свет и сам Гиньоль.
Импровизированный уличный театр Мурге начал вскоре привлекать внимание публики сатирическими представлениями, похожими на сводку последних новостей. Их главный персонаж – Гиньоль высмеивал буржуа, говорил о социальной несправедливости и возмущался действиями властей. Вскоре Гиньоль приобрел такую популярность, что переселился с лионских площадей сначала в кафе и кабаки, а затем и на сцены театров, где начал развлекать публику своим бунтующим духом, пылкостью и восхитительным лионским акцентом.
Так родился жанр сатирического кукольного театра. Сегодня его подлинное наследие ревностно хранит семья так называемых гиньолистов из Лиона, передающих из поколения в поколение истинные традиции театра кукол. Рассказывает артист театра марионеток Даниель Стребле:
- Настоящий Гиньоль – маленький демократ с хорошо подвешенным языком. Конечно, ему присущ несколько поучительный тон, но есть моменты, когда он сам делает глупости. Это многогранный персонаж, который может быть одновременно наивным и хитрым. Он имеет также амплуа шансонье и юмориста. Но, в общем, Гиньоль простой и смелый парень из народа, который во весь голос говорит о том, что ему не нравится.
Интересно, что вплоть до середины 19-го века спектакли Гиньоль существовали исключительно в качестве устной традиции. Сценарии представлений впервые стали записываться из-за цензуры Наполеона III, требовавшей, чтобы марионетисты заранее представляли властям тексты пьес. Парадоксально, но именно благодаря этой цензуре наследие театра Гиньоль дошло до наших дней.
Сегодня Гиньоль – один из символов Лиона, тут его можно встретить повсюду. Забавная фигурка заполонила витрины маленьких лионских магазинов и бушонов (так называют традиционные лионские трактиры). По случаю 200-летия Гиньоль получил в подарок собственный музей в поселке Бринда, а в недавно открывшемся после ремонта лионском музее истории в ряду старинных марионеток экспонируется и Гиньоль.
Рассказывает главный хранитель музея "Гадань" Симон Блази:
- Создание куклы Гиньоль нужно рассматривать именно в историческим контексте. Персонаж возник в условиях социального кризиса, в определенный период истории Франции. Именно поэтому музей хранит историю этой куклы и других марионеток в качестве важного элемента исторического и культурного наследия города.
Секрет успеха лионской марионетки заключается еще и в том, что Гиньоль вскоре после его создания превратился из простой куклы в символ политической сатиры. Во второй половине 19-го века во Франции даже выходила сатирическая газета под названием "Гиньоль". Впрочем, просуществовала она недолго из-за той же цензуры времен Наполеона III, запретившей издание.
Сегодня Гиньоль продолжает оставаться синонимом сатиры, сарказма. Вот уже два десятилетия французов с экранов телевизоров развлекают новостные Гиньоли – современные аналоги лионской марионетки, пародирующие известных политических и общественных деятелей. Российские телезрители отлично помнят передачу "Куклы", которая выходила на канале НТВ. Именно у французского телеканала продюсеры купили право на производство этой передачи в России.
Жанр сатирического кукольного спектакля уже давно экспортирован далеко за пределы родины Гиньоля. Однако в Лионе в наши дни популярность этой куклы часто вызывает полемику. Все чаще можно слышать разговоры о том, каким должен быть Гиньоль сегодня: традиционным и старомодным или современным и злободневным? Должен ли он выступать в театрах или, как раньше, в парках и уличных балаганах? Нужен ли Гиньолю его лионский акцент или ему лучше избавиться от него? Должен ли он играть спектакли для детей или же для взрослых? Следует ли ему продолжать носить свою старую коричневую куртку, как в Лионе, или же лучше поменять ее на зеленую, как в Париже?
В одном только Лионе представления с участием Гиньоля можно увидеть одновременно в четырех театрах, каждый из которых предлагает свою интерпретацию кукольного персонажа. Однако суть образа не меняется: Гиньоль – это смелый бунтарь, который будоражит мир и будит сознание с помощью сатиры и смелой политической критики.
Гиньоль, как и любая настоящая марионетка, передает взгляды тех, кто приводит его в действие. С его помощью можно все выразить и все показать.
Фото Guignol-un-gone-de-lyon.com
(Сюжет из рубрики "Истории Запада и Востока" программы "Время свободы – дневной выпуск".)
Самая известная марионетка Франции родилась в Лионе в 1808 году. Гиньоля придумал лионский ткач Лоран Мурге. После французской революции 1789 года он оказался безработным и потому стал ярмарочным торговцем и бродячим дантистом. Биография Лорана Мурге была бы похожа на многие другие, если бы бывший ткач не решил скрасить трудный период жизни созданием собственного театра марионеток.
Говорят, что Мурге смастерил свою первую перчаточную куклу, чтобы заманить пациентов и отвлечь их внимание от зубной боли. Интересно, что сначала родился напарник Гиньоля Няфрон, прототипом для которого стал реальный персонаж: питающий слабость к бутылке красноносый сапожник Тома. Позже появился на свет и сам Гиньоль.
Импровизированный уличный театр Мурге начал вскоре привлекать внимание публики сатирическими представлениями, похожими на сводку последних новостей. Их главный персонаж – Гиньоль высмеивал буржуа, говорил о социальной несправедливости и возмущался действиями властей. Вскоре Гиньоль приобрел такую популярность, что переселился с лионских площадей сначала в кафе и кабаки, а затем и на сцены театров, где начал развлекать публику своим бунтующим духом, пылкостью и восхитительным лионским акцентом.
Так родился жанр сатирического кукольного театра. Сегодня его подлинное наследие ревностно хранит семья так называемых гиньолистов из Лиона, передающих из поколения в поколение истинные традиции театра кукол. Рассказывает артист театра марионеток Даниель Стребле:
Настоящий Гиньоль – маленький демократ с хорошо подвешенным языком
- Настоящий Гиньоль – маленький демократ с хорошо подвешенным языком. Конечно, ему присущ несколько поучительный тон, но есть моменты, когда он сам делает глупости. Это многогранный персонаж, который может быть одновременно наивным и хитрым. Он имеет также амплуа шансонье и юмориста. Но, в общем, Гиньоль простой и смелый парень из народа, который во весь голос говорит о том, что ему не нравится.
Интересно, что вплоть до середины 19-го века спектакли Гиньоль существовали исключительно в качестве устной традиции. Сценарии представлений впервые стали записываться из-за цензуры Наполеона III, требовавшей, чтобы марионетисты заранее представляли властям тексты пьес. Парадоксально, но именно благодаря этой цензуре наследие театра Гиньоль дошло до наших дней.
Сегодня Гиньоль – один из символов Лиона, тут его можно встретить повсюду. Забавная фигурка заполонила витрины маленьких лионских магазинов и бушонов (так называют традиционные лионские трактиры). По случаю 200-летия Гиньоль получил в подарок собственный музей в поселке Бринда, а в недавно открывшемся после ремонта лионском музее истории в ряду старинных марионеток экспонируется и Гиньоль.
Рассказывает главный хранитель музея "Гадань" Симон Блази:
- Создание куклы Гиньоль нужно рассматривать именно в историческим контексте. Персонаж возник в условиях социального кризиса, в определенный период истории Франции. Именно поэтому музей хранит историю этой куклы и других марионеток в качестве важного элемента исторического и культурного наследия города.
Секрет успеха лионской марионетки заключается еще и в том, что Гиньоль вскоре после его создания превратился из простой куклы в символ политической сатиры
Секрет успеха лионской марионетки заключается еще и в том, что Гиньоль вскоре после его создания превратился из простой куклы в символ политической сатиры. Во второй половине 19-го века во Франции даже выходила сатирическая газета под названием "Гиньоль". Впрочем, просуществовала она недолго из-за той же цензуры времен Наполеона III, запретившей издание.
Сегодня Гиньоль продолжает оставаться синонимом сатиры, сарказма. Вот уже два десятилетия французов с экранов телевизоров развлекают новостные Гиньоли – современные аналоги лионской марионетки, пародирующие известных политических и общественных деятелей. Российские телезрители отлично помнят передачу "Куклы", которая выходила на канале НТВ. Именно у французского телеканала продюсеры купили право на производство этой передачи в России.
Жанр сатирического кукольного спектакля уже давно экспортирован далеко за пределы родины Гиньоля. Однако в Лионе в наши дни популярность этой куклы часто вызывает полемику. Все чаще можно слышать разговоры о том, каким должен быть Гиньоль сегодня: традиционным и старомодным или современным и злободневным? Должен ли он выступать в театрах или, как раньше, в парках и уличных балаганах? Нужен ли Гиньолю его лионский акцент или ему лучше избавиться от него? Должен ли он играть спектакли для детей или же для взрослых? Следует ли ему продолжать носить свою старую коричневую куртку, как в Лионе, или же лучше поменять ее на зеленую, как в Париже?
В одном только Лионе представления с участием Гиньоля можно увидеть одновременно в четырех театрах, каждый из которых предлагает свою интерпретацию кукольного персонажа. Однако суть образа не меняется: Гиньоль – это смелый бунтарь, который будоражит мир и будит сознание с помощью сатиры и смелой политической критики.
Гиньоль, как и любая настоящая марионетка, передает взгляды тех, кто приводит его в действие. С его помощью можно все выразить и все показать.
Фото Guignol-un-gone-de-lyon.com
(Сюжет из рубрики "Истории Запада и Востока" программы "Время свободы – дневной выпуск".)