Почему рабочие сочинской камнедробилки объявили голодовку

Геннадий Шляхов: Объявленная в понедельник, 2 ноября, голодовка сотрудников камнедробильного предприятия продолжается. Рабочие общества с ограниченной ответственностью "ПромСтройТранс" требуют погасить долги по заработной плате. Рассказывает Евгений Шаповалов, газоэлектросварщик.

Евгений Шаповалов: Дошло до того, что летом задолженность стала за 3 месяца, потом за 4. И так по сей день. Я сейчас у себя в городе позанимал у кого мог. У родственников позанимал денег, чтобы жить, потому что нам каждый раз говорят: "завтра, завтра, завтра".

Геннадий Шляхов: Евгений Шаповалов, как и большинство рабочих камнедробильного предприятия, работает вахтовым методом - полмесяца в Сочи, полмесяца дома в Апшеронске. На голодовку решился, потому что жить и дальше в долг больше не мог. А увольняться не хотел.

Евгений Шаповалов: Если ты уходишь отсюда, то можно забыть про деньги. У нас здесь работал слесарем молодой парень. Он ушёл в августе, потому что не выдержал. Так за май - не выплатили. Он в августе уволился и по сей день он не получил даже за май зарплату. Ты ушёл - ты всё. Ты чужой, ты никто.

Геннадий Шляхов: Общество с ограниченной ответственностью "ПромСтройТранс" зарегистрировано в Москве. Открыло камнедробильное предприятие в Сочи, когда стало понятно, какие объёмы строительных работ предстоят в связи с подготовкой к зимней Олимпиаде 2014года. Продолжает машинист-погрузчик Сергей Герматко.

Сергей Герматко: Здесь появилась дробилка, потому что инертный материал, такой как щебень разной фракции, песок при стройке, сами понимаете, мирового масштаба всегда востребованная продукция. Поэтому в сбыте особых проблем не может быть. И кризиса, как такового, нет. Дробилка - это доходное оборудование.

Геннадий Шляхов: По подсчётам рабочих только в этом году предприятие выработало около 400 тысяч тонн инертных материалов на сумму в 200 миллионов рублей. В то же время долг по зарплате, по словам рабочих, составляет около 4-х миллионов рублей.
Генеральный директор ООО "ПромСтройТранс" объясняет эту ситуацию отсутствием средств, мол, заказчики не рассчитались. Во время своих редких визитов в Сочи обещает погасить долги и просит рабочих потерпеть. Рассказывает автослесарь Михаил Колесников.

Михаил Колесников: Обещания - потерпите, ребята. Сейчас будем выплачивать на следующий месяц. Надо, надо, надо. Только надо и всё. Материалы отгружаются, всё отгружается, а денег - нет.

Геннадий Шляхов: Михаил Колесников живёт в Сочи. Женат, воспитывает ребёнка. Из-за отсутствия денег в его семье назревает конфликт.

Михаил Колесников: У нас дело до развода доходит. Уже всё. Ну, нет денег в семье. Ребёнка из садика забираем, он говорит: папа пойдём конфетку купим. Смотришь на него, и сказать ничего не можешь. Вот и всё.

Геннадий Шляхов: Николай Власенко, тоже сочинец. Работал водителем на предприятии. Присоединился к голодовке, но вынужден был прекратить её.

Николай Власенко: У меня голодовка была сухая. Я не ел и не пил двое суток. Вчера у меня дважды брали сахар. Упало у меня сильно. У меня начались почечные колики. Я спустился вниз, мне тут же прокололи. Не знаю, что кололи, "скорая". Но состояние такое было, что по ступенькам я сюда еле поднимался.

Геннадий Шляхов: Виктор Герматко из Апшеронска один из тех, кто ещё продолжает голодовку. А куда деваться, говорит он. Дома семья, маленький ребёнок. Попытки договориться с владельцем предприятия полюбовно заканчиваются одними обещаниями. Местные сочинские власти и правоохранительные органы на жалобы и заявления рабочих не реагируют. Вот и пришлось идти на крайние меры - объявлять голодовку. Только после этого к рабочим зачастили чиновники, а возле бытовки круглые сутки дежурит бригада врачей из "скорой помощи". Продолжает Виктор Герматко.

Виктор Герматко: Приходили из администрации Адлера и Сочи. Говорят, будут разбираться, и вы деньги получите. Насколько затянется этот процесс. Как долго будет продолжаться бумажная волокита. А мы, получается, опять без денег остаёмся. А мне сейчас надо жить. Мне ребёнку 1,5 года.

Геннадий Шляхов: В других госучреждениях, призванных контролировать соблюдение закона, на все свои заявления участники голодовки получали аналогичный ответ.

- Обращались в прокуратуру, а они говорят, что рычагов воздействия на фирму, зарегистрированную в Москве, у них нет. Говорят "ищите другие рычаги воздействия.

Геннадий Шляхов: Рабочие из предыдущей вахты такие рычаги нашли. Трое из них объявили голодовку и, в конце концов, добились выплат долгов по заработной плате. Их примеру последовало ещё девять человек, трое из которых были вынуждены затем отказаться от участия в акции протеста - их самочувствие резко ухудшилось.
Камнедробилка не работает уже неделю, инертные материалы не отгружаются. Но рабочие не уходят с территории предприятия, на складах которого осталось нереализованной продукции примерно на четыре миллиона рублей. Именно такую сумму задолжал владелец предприятия "ПромСтройТранс" своим рабочим.