ДС:- В предвоенные годы пять пианистов-виртуозов царили на джазовой сцене: Джеймс Пи Джонсон, Фэтс Уоллер, Ёрл Хайнз и Тедди Уилсон. Пятым был самый невероятный, самый изобретательный, самый быстрый и самый влиятельный – Арт Тейтум. Мир джаза только что отметил столетие со дня рождения Тейтума.
У микрофона в Париже – ваш ДС. Это означает, что в эфире, а так же в Сети – второй ноябрьский выпуск "Времени Джаза":
I Cover The Waterfront
ДС:- I Cover The Waterfront, "Я разгуливаю по берегу, я думаю о тебе". Арт Тейтум – соло.
Песня-стандарт Джона Грина и Эдварда Хеймана. 3 июля 55 года. Запись сделана на частном сольном концерте в гостях у композитора-песенника Рея Хейндорфа на Беверли-Хиллз, в Лос-Анджелесе.
Великий Тедди Уилсон (быть может некоторым из вас довелось его слышать в Москве, в малом составе комбо Бенни Гудмена в 62 году) был страстным поклонником таланта Арта Тейтума. Вот что он писал о нем:
"У этого человека был самый невероятный музыкальный дар. Он был чудом. Он всегда попадал в середину десятки. Мы быстро стали неразлучными друзьями и я получил редчайшее разрешение обращаться к нему, в любой момент, когда он играл на вечеринках, а у нас в Толейдо это происходило каждый вечер. Арт останавливался и, в замедленном темпе показывал мне fingering, аппликатуру, "пальцовку". Понять на слух, как и что он делал, при его то темпе – просто было невозможно."
Я цитировал Тедди Уилсона, который и сам был легендой…
Не могу удержаться и не поставить I Cover The Waterfront в одной самых драматичных версий, из всех мне известных:
I Cover The Waterfront
ДС: - I Cover The Waterfront, "Я хожу по берегу, я ищу мою любовь; я смотрю на волны: я не знаю вернется ли ко мне мой любимый"…
Одна из многих, но быть может лучшая, версия песня Грина и Хеймана в исполнении Билли Холидей и оркестра все того же Тедди Уилсона, 7 августа 41 года.
Существует еще одна, я бы сказал, полная отчаянья версия, не идеально чистая, сделанная CBS для телевиденья и ставшая позже диском Билли "Fine and Mellow". Голос уже был не тот, Билли уже была не та. На дворе было 8 декабря 57 года. Жить ей оставалось полтора года.
Зато оркестр был "All Stars" c Ройем Элдриджем – на трубе; Виком Дикенсоном на тромбоне; Лестером Янгом, Беном Уебстером и Коулменом Хокинсом – на тенор-саксофонах. С Джерри Маллиганом на баритоне; Денни Баркером на гитаре; Мелом Уолдроном на черно-белых рояля; Милтом Хинтоном на контрабасе и Ози Джонсоном на ударных. В этом варианте Билли поет песню без трех куплетов вступления. Эта версия 57 года укорочена всей жизнью Леди Дей…
Но, напомню, что разговор сегодня идет о 100-летнем юбилее пианиста виртуоза – Арта Тейтума.
The Shout
ДС: - The Shout, "Крик", "Вопль", короткая пьеска Тейтума. Декабрь 35 года, Нью-Йорк.
Арт Тейтум родился в октября 1909 года в Толейдо, штат Огайо. В раннем детстве он ослеп на левый глаз (100%), но сохранил некое мелькание теней в правом. Врачам, однако, удалось убрать часть катаракты и значительное улучшить зрение Арта.
Увы, в 30 году его избили и зрение вновь и окончательно было потеряно и лишь относительное мелькание теней сохранилось.
31 декабря этого года со столетними юбилеями не будет покончено. Судя по всему: наоборот – впереди у нас десятки крупных юбилеев. Виноваты в этом, конечно, джазмены. Например, бельгийский гитарист Джанго Рейнхард родился в цыганской кибитке 23 января 1910 года. Уже на этой неделе французский джазовый лейбл "Dreyfus Jazz" выпускает серию из семи альбомов, посвященных этой дате. В основном это новые работы современных джазменов, продолжающих традицию Джанго Рейнхарда и стиля "мануш" в целом. 3 ноября в продаже появились первые три альбома этой серии: "Gipsy Trio" Бирели Лагрена, двойной альбом Сильвана Люка "Standards" и компакт "En Vivo", то бишь "Живьем", Луиса Салинаса.
В московских киосках продается традиционный "толстый" номер (72 страницы!) российского журнала "Джаз.Ру." В этом сдвоенном (#22/23) издании: 65-летие пианиста Игоря Бриля; совместное турне оркестров Бутмана и Башмета по США; иллюстрированные рассказы о фестивалях в Гааге, Таллинне и Нью-Орлеане; интервью саксофониста Брэнфорда Марсалиса, тромбониста Нильса Ландгрена, композитора Анатолия Кальварского и продюсера Патрисии Николсон-Паркер. А так же портретные очерки к юбилеям Сан Ра и Бенни Гудмана; рецензии, ноты и много других материалов!
Осторожно: сайт "Джаз.Ру." не дублирует российское бумажное издание, но богат (и с перехлестом!) другими джазовыми материалами…
Вы слушаете еженедельное "Время Джаза" на свингующих частотах "Свободы" и с нашего сайта "svobodanews.ru.". У микрофона в Лютеции – ваш ДС…
Where or When
ДС: - Where or When, "Где и Когда", песня-стандарт Роджерса и Харта. Квартет Арта Тейтума и Бена Уебстера. Бен- тенор-саксофон; Арт – рояль; Рэд Календр – контрабас и Билл Дуглас – ударные; 11 сентября 56 года, Лос Анджелос.
А теперь еще одна рокировка:
Where or When
ДС: - Where or When, "Где и Когда", Роджерса и Харта из мюзикла "Вооруженные крошки", "Babes In Arms".
Странное дело: эти "Крошки" всегда хорошо вооружены. И никогда не помнят, "когда это произошло в первый раз… когда и ГДЕ".
Эта песня-стандарт заняла третье место из ста вакантных в конкурсе журнала "Billboard Hot" в 1960 году. Список певиц, певцов и просто джазовых солистов, исполнявших эту, несомненно, исключительно теплую по температуре песню, занимает две страницы…
Я понимаю, что некоторые из вас спрашивают: а где же старик Тейтум с его бешенной виртуозностью? Mille pardon и mea culpa! Артур Тейтум – на подходе!
Любовь Тейтума к автомобилям – в конце передачи.
Нижайший поклон нашим радиослушателям, оставившим свои комментарии на сайте "Свободы": Юлику из Донецка, Анатолию Николаевичу Сапегину из Москвы, неизменным Славе из Новосибирска и Лили из Грузии; Палычу из Владимира, Сабо из Киева, Павлу из Мариуполя и моему другу поэту Володе Алейникову из Коктебеля, который читает стихи под аккомпанемент саксофона.
Спасибо! Ваши комплименты щедры, но, как вы понимаете, я здесь не при чем. Виноваты все эти Диззи, Майлзы, Бады, Стэны и прочие Трейны…
На днях у меня были в гостях, целой футбольной командой, фаны из пяти стран. Это не греет. Это перегревает. Потом плохо с аппаратурой. Мы слушали Эдди Хиггинса "Черно-Белый портрет" и "Полдень в Париже" Джона Льюиса, хотя на дворе (а двор есть) была ночь. Еще раз - спасибо.
Удивительно, с какой верностью выходят наши слушатели на связь! Удивительно, что многие продолжают слушать подкаст всю неделю до новой передачи. Придется повторить слова жены одного из нынешних президентов: "Джаз – это лучшая форма свободы"… Я не знаю КАК, но мне это было понятно (без воплощения в слова) в 12 лет, на Соколе в Москве…
Если вы случайно распахнули дверь в эфир, должен вам сообщить, что вас окатило волнами "Времени джаза", на частотах "Свободы". У микрофона в Лютеции - Дмитрий Савицкий.
Blue Skies
ДС: - Blue Skies, "Синие Небеса", Ирвинга Берлина… Арт Тейтум, 29 сентября 49 года, Лос-Анджелес.
В детские годы Арт Тейтум посещал школу для слепых в столице Огайо, Колумбусе. В школе он научился играть на фортепьяно, гитаре и скрипке. Подростком он играл в местных клубах и выступал по радио. В 1928 году, ему 18 лет, он был ангажирован банд-лидером Лоренсом "Спидом" Вебом, а затем, в 32 году в Нью-Йорке, Арт стал аккомпаниатором популярной бродвейской певицы Аделайды Холл.
(Которая, кстати, считается долгожительницей среди певиц: ее карьера на Бродвее стартовала в 21 году, а в 91-м она все еще активно записывалась. Ее финальный концерт состоялся в Карнеги-Холле в 1992 году!)
Но вернемся к Тейтуму. В 1933 году он записал для фирмы "Браснуик" две пластинки на 78 оборотов, то есть четыре стороны. Среди пьесок была знаменитая "Tiger Rag", про которую скрипач Стефан Граппелли сказал, что он никогда не поверит, что эту композицию играет один, а не два пианиста: не в четыре руки:
Tiger Rag
ДС: - "Tiger Rag", Ла Рокка. Архивная по нашим временам запись, датированная декабрем 35 года. Нью-Йорк.
Какое-то время Арт Тейтум играл, уже на контракте, в ночном клубе в Кливленде, а затем в знаменитом чикагском клубе "Three Deuces". За Чикаго следует Лос-Анджелес, за Калифорнией – Англия и лондонские клубы "Ciro’s" (не путь с "Ciro’s" на бульваре Сан-Сет в Лос-Анджелесе) и - "Paradise Club".
В 39 году Арт Тейтум, уже международная знаменитость, возвращается в Нью-Йорк и появляется на афише модного ночного клуба в Гринвич Вилледж - "Café Society".
Исторически, "Café Society" был первым ночным клубом, в котором расовая сегрегация не существовала. Владелец клуба, Барни Джозефсон, назвав клуб "Café Society", позволил себе поиздеваться над различными нью-йоркскими high societies "богатых и известных". У клуба было и второе название: "The Wrong Place for the Right People", "Не то место для ТЕХ людей…".
Вот несколько имен музыкантов, выступавших в этом, "не том", месте: Мид Лакс Льюис, Элберт Эммонс, Пит Джонсон, Биг Джо Тёрнер, Пол Робсон, Джош Уайт, Биг Билл Брунзи, Лестер Янг, Элла Фитцджеральд, Джеймс Пи Джонсон, Сара Вон и Мэри Лу Уильямс.
My Ideal
ДС: - My I’deal, "Мой идеал", Чейза, Уайтинга и Робина. Бен Уебстер - тенор-саксофон; Арт Тейтум – рояль; Рэд Календр – контрабас и Билл Дуглас – ударные; 11 сентября 56 года, L.A.
В предвоенные и военные годы Арт Тейтум играл не только в "Café Society", но и в "Ониксе" и " У Келли" на 52 стрит.
В 43 году, по примеру Нэт-Кинг-Коула, он создает Трио с Тайни Граймсем на гитаре (его сменил Эверет Барксдейл) и Слэмом Стюартом – на контрабасе. Тейтум становится героем концертов "Эсквайера" в "Метрополитен Опера Хауз". Последние десять лет жизни – это гигантское количество сольных записей, а так же участие в комбо с такими звездами, как Рой Элдридж, Бенни Картер, Лайонел Хемптон и все тот же Бен Уебстер.
По просьбе продюсера Нормена Грэнца Арт Тейтум записал для "Вёрв" между 53 и 56 годом - восемь часов – соло.
Little Man, You've Had a Busy Day
ДС: - Little Man, You've Had a Busy Day, "Бедный человечек – у тебя был трудный день", Уейна и Хоммэна.
3 июля 55 года, гостиная композитора-песенника Рея Хейндорфа. Беверли-Хиллз, Лос-Анджелес - … город, в котором Арт Тейтум и скончался в госпитале "Королевы Ангелов" 5 ноября 1956 года от диабета и уремического криза накануне поездки в Париж, где ему так и не довелось сыграть.
Я чуть не забыл про эпизод с автомобилем! Будучи практически слепым, Арт всегда отказывался, чтобы его выводили на сцену. Он шел сам. Он и через улицу гордо переходил сам.
Он завел себе машину с шофером, как только начал прилично зарабатывать. Однажды, когда он заполночь пил с друзьями в одном из клубов, он отлучился, как все подумали, по обычной нужде. Но время шло и Арт не возвращался. Все выскочили на улицу и увидели в ста метрах форд Тейтума, который уткнулся прямиком в столб. За рулем, вдребезги пьяный, сидел Арт. Его пришлось вытаскивать силой, он сопротивлялся. Чуть позже он повторил свой подвиг слепого вождения под контролем шофера и проехал целых полквартала.
Он хорошо играл в бильярд и в карты (требовалолсь дополнительное освещение) и он на слух определял сумму монет, брошенных на оцинкованную стойку бара…
Just A Gigolo
ДС: - Just A Gigolo, "Всего лишь – жиголо!", Казуччи и Сэзара. Арт Тейтум в ночном клубе "Крещендо". Слышен стук вилок и шорох бобин не слишком профессионального магнитофона. 1950 год. Чикаго.
Что ж, мне остается лишь, следуя традиции "49" и "Времени Джаза", предложить вам распрощаться на еще одном "Жиголо". Быть может на одной из трех самых знаменитых версий….:
Just A Gigolo
ДС: - Just A Gigolo, на этот раз - Луи Прима и его оркестр…
"Я всего лишь жиголо и куда бы я не пошел, все знают, в какие игры я играю.."
Прима дополняет первую песню – второй "I ain't Got Nobody" - "У меня никого нет" (Грехема и Уильямса), вполне логично смешивая содержание песен…
Две других лучших версии Just A Gigolo: Луи Армстронга и Теллониуса Монка…
Лучшая песня самого Луи Примы? Я думаю: That Old Black Magic."
Но на этом позвольте раскланяться до следующей недели.
Подкаст "Времени джаза" прописан на нашем сайте svobodanews.ru. Чао, бай-бай!
У микрофона в Париже – ваш ДС. Это означает, что в эфире, а так же в Сети – второй ноябрьский выпуск "Времени Джаза":
I Cover The Waterfront
ДС:- I Cover The Waterfront, "Я разгуливаю по берегу, я думаю о тебе". Арт Тейтум – соло.
Песня-стандарт Джона Грина и Эдварда Хеймана. 3 июля 55 года. Запись сделана на частном сольном концерте в гостях у композитора-песенника Рея Хейндорфа на Беверли-Хиллз, в Лос-Анджелесе.
Великий Тедди Уилсон (быть может некоторым из вас довелось его слышать в Москве, в малом составе комбо Бенни Гудмена в 62 году) был страстным поклонником таланта Арта Тейтума. Вот что он писал о нем:
"У этого человека был самый невероятный музыкальный дар. Он был чудом. Он всегда попадал в середину десятки. Мы быстро стали неразлучными друзьями и я получил редчайшее разрешение обращаться к нему, в любой момент, когда он играл на вечеринках, а у нас в Толейдо это происходило каждый вечер. Арт останавливался и, в замедленном темпе показывал мне fingering, аппликатуру, "пальцовку". Понять на слух, как и что он делал, при его то темпе – просто было невозможно."
Я цитировал Тедди Уилсона, который и сам был легендой…
Не могу удержаться и не поставить I Cover The Waterfront в одной самых драматичных версий, из всех мне известных:
I Cover The Waterfront
ДС: - I Cover The Waterfront, "Я хожу по берегу, я ищу мою любовь; я смотрю на волны: я не знаю вернется ли ко мне мой любимый"…
Одна из многих, но быть может лучшая, версия песня Грина и Хеймана в исполнении Билли Холидей и оркестра все того же Тедди Уилсона, 7 августа 41 года.
Существует еще одна, я бы сказал, полная отчаянья версия, не идеально чистая, сделанная CBS для телевиденья и ставшая позже диском Билли "Fine and Mellow". Голос уже был не тот, Билли уже была не та. На дворе было 8 декабря 57 года. Жить ей оставалось полтора года.
Зато оркестр был "All Stars" c Ройем Элдриджем – на трубе; Виком Дикенсоном на тромбоне; Лестером Янгом, Беном Уебстером и Коулменом Хокинсом – на тенор-саксофонах. С Джерри Маллиганом на баритоне; Денни Баркером на гитаре; Мелом Уолдроном на черно-белых рояля; Милтом Хинтоном на контрабасе и Ози Джонсоном на ударных. В этом варианте Билли поет песню без трех куплетов вступления. Эта версия 57 года укорочена всей жизнью Леди Дей…
Но, напомню, что разговор сегодня идет о 100-летнем юбилее пианиста виртуоза – Арта Тейтума.
The Shout
ДС: - The Shout, "Крик", "Вопль", короткая пьеска Тейтума. Декабрь 35 года, Нью-Йорк.
Арт Тейтум родился в октября 1909 года в Толейдо, штат Огайо. В раннем детстве он ослеп на левый глаз (100%), но сохранил некое мелькание теней в правом. Врачам, однако, удалось убрать часть катаракты и значительное улучшить зрение Арта.
Увы, в 30 году его избили и зрение вновь и окончательно было потеряно и лишь относительное мелькание теней сохранилось.
31 декабря этого года со столетними юбилеями не будет покончено. Судя по всему: наоборот – впереди у нас десятки крупных юбилеев. Виноваты в этом, конечно, джазмены. Например, бельгийский гитарист Джанго Рейнхард родился в цыганской кибитке 23 января 1910 года. Уже на этой неделе французский джазовый лейбл "Dreyfus Jazz" выпускает серию из семи альбомов, посвященных этой дате. В основном это новые работы современных джазменов, продолжающих традицию Джанго Рейнхарда и стиля "мануш" в целом. 3 ноября в продаже появились первые три альбома этой серии: "Gipsy Trio" Бирели Лагрена, двойной альбом Сильвана Люка "Standards" и компакт "En Vivo", то бишь "Живьем", Луиса Салинаса.
В московских киосках продается традиционный "толстый" номер (72 страницы!) российского журнала "Джаз.Ру." В этом сдвоенном (#22/23) издании: 65-летие пианиста Игоря Бриля; совместное турне оркестров Бутмана и Башмета по США; иллюстрированные рассказы о фестивалях в Гааге, Таллинне и Нью-Орлеане; интервью саксофониста Брэнфорда Марсалиса, тромбониста Нильса Ландгрена, композитора Анатолия Кальварского и продюсера Патрисии Николсон-Паркер. А так же портретные очерки к юбилеям Сан Ра и Бенни Гудмана; рецензии, ноты и много других материалов!
Осторожно: сайт "Джаз.Ру." не дублирует российское бумажное издание, но богат (и с перехлестом!) другими джазовыми материалами…
Вы слушаете еженедельное "Время Джаза" на свингующих частотах "Свободы" и с нашего сайта "svobodanews.ru.". У микрофона в Лютеции – ваш ДС…
Where or When
ДС: - Where or When, "Где и Когда", песня-стандарт Роджерса и Харта. Квартет Арта Тейтума и Бена Уебстера. Бен- тенор-саксофон; Арт – рояль; Рэд Календр – контрабас и Билл Дуглас – ударные; 11 сентября 56 года, Лос Анджелос.
А теперь еще одна рокировка:
Where or When
ДС: - Where or When, "Где и Когда", Роджерса и Харта из мюзикла "Вооруженные крошки", "Babes In Arms".
Странное дело: эти "Крошки" всегда хорошо вооружены. И никогда не помнят, "когда это произошло в первый раз… когда и ГДЕ".
Эта песня-стандарт заняла третье место из ста вакантных в конкурсе журнала "Billboard Hot" в 1960 году. Список певиц, певцов и просто джазовых солистов, исполнявших эту, несомненно, исключительно теплую по температуре песню, занимает две страницы…
Я понимаю, что некоторые из вас спрашивают: а где же старик Тейтум с его бешенной виртуозностью? Mille pardon и mea culpa! Артур Тейтум – на подходе!
Любовь Тейтума к автомобилям – в конце передачи.
Нижайший поклон нашим радиослушателям, оставившим свои комментарии на сайте "Свободы": Юлику из Донецка, Анатолию Николаевичу Сапегину из Москвы, неизменным Славе из Новосибирска и Лили из Грузии; Палычу из Владимира, Сабо из Киева, Павлу из Мариуполя и моему другу поэту Володе Алейникову из Коктебеля, который читает стихи под аккомпанемент саксофона.
Спасибо! Ваши комплименты щедры, но, как вы понимаете, я здесь не при чем. Виноваты все эти Диззи, Майлзы, Бады, Стэны и прочие Трейны…
На днях у меня были в гостях, целой футбольной командой, фаны из пяти стран. Это не греет. Это перегревает. Потом плохо с аппаратурой. Мы слушали Эдди Хиггинса "Черно-Белый портрет" и "Полдень в Париже" Джона Льюиса, хотя на дворе (а двор есть) была ночь. Еще раз - спасибо.
Удивительно, с какой верностью выходят наши слушатели на связь! Удивительно, что многие продолжают слушать подкаст всю неделю до новой передачи. Придется повторить слова жены одного из нынешних президентов: "Джаз – это лучшая форма свободы"… Я не знаю КАК, но мне это было понятно (без воплощения в слова) в 12 лет, на Соколе в Москве…
Если вы случайно распахнули дверь в эфир, должен вам сообщить, что вас окатило волнами "Времени джаза", на частотах "Свободы". У микрофона в Лютеции - Дмитрий Савицкий.
Blue Skies
ДС: - Blue Skies, "Синие Небеса", Ирвинга Берлина… Арт Тейтум, 29 сентября 49 года, Лос-Анджелес.
В детские годы Арт Тейтум посещал школу для слепых в столице Огайо, Колумбусе. В школе он научился играть на фортепьяно, гитаре и скрипке. Подростком он играл в местных клубах и выступал по радио. В 1928 году, ему 18 лет, он был ангажирован банд-лидером Лоренсом "Спидом" Вебом, а затем, в 32 году в Нью-Йорке, Арт стал аккомпаниатором популярной бродвейской певицы Аделайды Холл.
(Которая, кстати, считается долгожительницей среди певиц: ее карьера на Бродвее стартовала в 21 году, а в 91-м она все еще активно записывалась. Ее финальный концерт состоялся в Карнеги-Холле в 1992 году!)
Но вернемся к Тейтуму. В 1933 году он записал для фирмы "Браснуик" две пластинки на 78 оборотов, то есть четыре стороны. Среди пьесок была знаменитая "Tiger Rag", про которую скрипач Стефан Граппелли сказал, что он никогда не поверит, что эту композицию играет один, а не два пианиста: не в четыре руки:
Tiger Rag
ДС: - "Tiger Rag", Ла Рокка. Архивная по нашим временам запись, датированная декабрем 35 года. Нью-Йорк.
Какое-то время Арт Тейтум играл, уже на контракте, в ночном клубе в Кливленде, а затем в знаменитом чикагском клубе "Three Deuces". За Чикаго следует Лос-Анджелес, за Калифорнией – Англия и лондонские клубы "Ciro’s" (не путь с "Ciro’s" на бульваре Сан-Сет в Лос-Анджелесе) и - "Paradise Club".
В 39 году Арт Тейтум, уже международная знаменитость, возвращается в Нью-Йорк и появляется на афише модного ночного клуба в Гринвич Вилледж - "Café Society".
Исторически, "Café Society" был первым ночным клубом, в котором расовая сегрегация не существовала. Владелец клуба, Барни Джозефсон, назвав клуб "Café Society", позволил себе поиздеваться над различными нью-йоркскими high societies "богатых и известных". У клуба было и второе название: "The Wrong Place for the Right People", "Не то место для ТЕХ людей…".
Вот несколько имен музыкантов, выступавших в этом, "не том", месте: Мид Лакс Льюис, Элберт Эммонс, Пит Джонсон, Биг Джо Тёрнер, Пол Робсон, Джош Уайт, Биг Билл Брунзи, Лестер Янг, Элла Фитцджеральд, Джеймс Пи Джонсон, Сара Вон и Мэри Лу Уильямс.
My Ideal
ДС: - My I’deal, "Мой идеал", Чейза, Уайтинга и Робина. Бен Уебстер - тенор-саксофон; Арт Тейтум – рояль; Рэд Календр – контрабас и Билл Дуглас – ударные; 11 сентября 56 года, L.A.
В предвоенные и военные годы Арт Тейтум играл не только в "Café Society", но и в "Ониксе" и " У Келли" на 52 стрит.
В 43 году, по примеру Нэт-Кинг-Коула, он создает Трио с Тайни Граймсем на гитаре (его сменил Эверет Барксдейл) и Слэмом Стюартом – на контрабасе. Тейтум становится героем концертов "Эсквайера" в "Метрополитен Опера Хауз". Последние десять лет жизни – это гигантское количество сольных записей, а так же участие в комбо с такими звездами, как Рой Элдридж, Бенни Картер, Лайонел Хемптон и все тот же Бен Уебстер.
По просьбе продюсера Нормена Грэнца Арт Тейтум записал для "Вёрв" между 53 и 56 годом - восемь часов – соло.
Little Man, You've Had a Busy Day
ДС: - Little Man, You've Had a Busy Day, "Бедный человечек – у тебя был трудный день", Уейна и Хоммэна.
3 июля 55 года, гостиная композитора-песенника Рея Хейндорфа. Беверли-Хиллз, Лос-Анджелес - … город, в котором Арт Тейтум и скончался в госпитале "Королевы Ангелов" 5 ноября 1956 года от диабета и уремического криза накануне поездки в Париж, где ему так и не довелось сыграть.
Я чуть не забыл про эпизод с автомобилем! Будучи практически слепым, Арт всегда отказывался, чтобы его выводили на сцену. Он шел сам. Он и через улицу гордо переходил сам.
Он завел себе машину с шофером, как только начал прилично зарабатывать. Однажды, когда он заполночь пил с друзьями в одном из клубов, он отлучился, как все подумали, по обычной нужде. Но время шло и Арт не возвращался. Все выскочили на улицу и увидели в ста метрах форд Тейтума, который уткнулся прямиком в столб. За рулем, вдребезги пьяный, сидел Арт. Его пришлось вытаскивать силой, он сопротивлялся. Чуть позже он повторил свой подвиг слепого вождения под контролем шофера и проехал целых полквартала.
Он хорошо играл в бильярд и в карты (требовалолсь дополнительное освещение) и он на слух определял сумму монет, брошенных на оцинкованную стойку бара…
Just A Gigolo
ДС: - Just A Gigolo, "Всего лишь – жиголо!", Казуччи и Сэзара. Арт Тейтум в ночном клубе "Крещендо". Слышен стук вилок и шорох бобин не слишком профессионального магнитофона. 1950 год. Чикаго.
Что ж, мне остается лишь, следуя традиции "49" и "Времени Джаза", предложить вам распрощаться на еще одном "Жиголо". Быть может на одной из трех самых знаменитых версий….:
Just A Gigolo
ДС: - Just A Gigolo, на этот раз - Луи Прима и его оркестр…
"Я всего лишь жиголо и куда бы я не пошел, все знают, в какие игры я играю.."
Прима дополняет первую песню – второй "I ain't Got Nobody" - "У меня никого нет" (Грехема и Уильямса), вполне логично смешивая содержание песен…
Две других лучших версии Just A Gigolo: Луи Армстронга и Теллониуса Монка…
Лучшая песня самого Луи Примы? Я думаю: That Old Black Magic."
Но на этом позвольте раскланяться до следующей недели.
Подкаст "Времени джаза" прописан на нашем сайте svobodanews.ru. Чао, бай-бай!