"Американские горки" для американской экономики

Безработица в США выросла выше ожиданий после оптимистичных данных о возобновлении экономического роста.

Глубину рецессии в США и вероятность её второй волны в интервью РС оценивают экономисты Михаил Бернштам (Стэнфордский университет) и Дэвид Стром (Институт свободного рынка).


Очередная порция статистических данных из США стала для многих экономистов неприятным сюрпризом. За октябрь уровень безработицы в стране увеличился сразу на 0,4 процентного пункта - до 10,2 процента. Эксперты прогнозировали рост этого показателя в пределах 0,1 процентного пункта, а вышедший несколькими днями ранее отчет Бюро экономического анализа показал долгожданное оживление экономической активности в третьем квартале.

Чем объясняется такая противоречивость данных, объясняет профессор Стэнфордского университета Михаил Бернштам:


— Происходит естественная вещь для конца рецессии — экономика начинает подниматься, но занятость продолжает падать, и безработица увеличивается. При этом выход из нынешней рецессии проходит тяжелее, чем обычно. Данная рецессия исключительно глубока — самая глубокая за последние почти 30 лет. Безработица продолжит расти, и восстановление занятости будет очень сильно отставать от восстановления экономики. Но общая картина по совокупности всевозможных показателей говорит о том, что какое-то восстановление, пусть замедленное, но происходит: сокращение числа рабочих мест замедляется, начинается рост запасов и заказов со стороны предприятий, увеличиваются продажи.


— Некоторые специалисты предупреждают, что трудно рассчитывать на экономический подъем при столь значительной (и растущей) безработице. Не преувеличены ли надежды на экономический подъем?

Если же учесть всех, кто бросил искать работу, безработица сейчас превышает 15 процентов. То есть не работает каждый шестой человек работоспособного возраста, который мог бы и хотел бы работать

— Экономический подъем состоится, но он будет медленнее и незначительнее, чем раньше. То есть вместо трех процентов в год, характерных для 1990-х и 2000-х годов, в течение какого-то времени рост составит, скажем, два процента. Что касается занятости, то ожидается, что она очень нескоро вернется на предкризисно высокий уровень. Перед началом этой рецессии уровень безработицы был меньше 5 процентов. Сейчас никто не ожидает, что в ближайшие 2-3 года она упадет ниже 7 процентов. При этом нельзя забывать, что данные по безработице показывают долю незанятых в составе рабочей силы. Если же учесть всех, кто бросил искать работу, безработица сейчас превышает 15 процентов. То есть не работает каждый шестой человек работоспособного возраста, который мог бы и хотел бы работать. Таким образом, рецессия на деле оказывается глубже, чем показывает поверхностная статистика.


В зависимости от того, по какой траектории происходит восстановление экономики, эксперты условно выделяют четыре типа рецессии — V, L, W и U. Графическая зависимость экономической активности от времени в каждом случае напоминает соответствующую букву латинского алфавита.


Наиболее предпочтительным вариантом считается V-образный — экономика восстанавливается так же быстро и резко, как падала. Пример — рецессия 1950-х годов, когда падение промышленного производства в течение трех кварталов подряд сменилось 8-12-процентным ростом.


Худший вариант — L-образная рецессия. Типичный пример такой "хоккейной клюшки", когда экономика после спада надолго задерживается на дне — стагнация японской экономики в 1990-е и начале 2000-х годов, последовавшая за разрывом "пузыря" на рынке недвижимости. Впрочем, оптимистичные показатели роста американской экономики в третьем квартале позволяют надеяться на то, что ситуация в США будет развиваться по отличному от японского сценарию. Рецессию W-типа часто зовут "двойным погружением" или "американскими горками" — падение сменяется подъемом, за которым следует новый спад. Пример — сдвоенная рецессия 1980-х годов. Рецессия в форме буквы "U" — промежуточный вариант между "V" и "L". Подобный долгий спад с неявно выраженным дном наблюдался в середине 1970-х.


Вероятность возврата рецессии в ближайшем будущем оценивает старший научный сотрудник Института свободного рынка в Сент-Поле (Миннесота) Дэвид Стром:


— Мне, честно говоря, тревожно. Я подозреваю, что нас может накрыть вторая волна рецессии. Базовые экономические показатели не выглядят обнадеживающими. То, что уровень безработицы оказался выше прогнозируемого — всего лишь одно из множества свидетельств неблагополучия в экономике. Дело не только и не столько в нем, сколько в гигантских (и постоянно увеличивающихся) долгах, с помощью которых правительство пытается бороться с экономическим спадом. Они еще долго будут представлять существенную угрозу.


— Если вторая волна рецессии материализуется, она будет иметь такие же масштабы и последствия, как и первая?


— Нет, вряд ли мы увидим такое же свободное падение — сейчас люди знают, что полный коллапс экономике не грозит, тогда как год назад такие опасения были очень сильны. Большинство убеждено: что бы ни произошло, экономика выживет. Для настроений на рынках это очень важно. Но такие серьезные проблемы, как хрупкость финансовой системы и связанное с безработицей снижение спроса на основные потребительские товары, никуда не исчезли. Поэтому я не удивлюсь, если спад повторится — пусть он и не будет таким, как в прошлом году и в начале нынешнего.


— Допускаете ли вы, что реальный сценарий окажется мрачнее ваших ожиданий?


— Чего больше всего следует опасаться — это стагнации в форме латинской буквы "L". Это может быть страшнее нового спада. Из опыта Японии известно, что L-образная рецессия с ее замедлением экономического роста может длиться очень долго. Но все же американская экономика в целом динамичнее японской, она проявляет больше гибкости и, скорее всего, избежит буквы "L". Я убежден, что самый вероятный сценарий — это "двойное погружение", после которого в 2010-2011 годах мы вернемся к умеренному экономическому росту.