Клинтон – звезда кабинета Обамы

Хилари Клинтон

46 неделя 2009 года на страницах американских еженедельников. Исторический 1979 год. Клинтон – звезда кабинета Обамы. Чему сегодня учит опыт Вьетнама. Что такое Родительские университеты.

Россия как государство монополистического капитализма

В дни, когда мир отмечает двадцатилетие падения Берлинской стены и железного занавеса, Newsweek выходит с заявлением, которое можно счесть сенсационным: годом, изменившим мир, на самом деле был 1979.

Автор статьи, известный британский историк Найл Фергюсон, утверждает, что крушение советской империи стало результатом величайшего мошенничества столетия, совершенного с целью прибрать к рукам всю российскую энергетику. Для хитрых советских "аппаратчиков" путь из КГБ в газпромовские бизнесмены был, хоть и кривым, но достаточно коротким. В результате сегодня Россия представляет собой яркий пример марксистско-ленинского "государства монополистического капитализма", политического режима, при котором интересы монополий (таких как Газпром и Роснефть) становятся неотделимыми от интересов государства и правящих элит.

Подлинно историческими следует считать события 1979 года. Советы вступили на путь самоуничтожения, вторгшись в Афганистан. С избранием Маргарет Тэтчер премьер-министром Великобритании началось возрождение экономики свободного рынка на Западе. Дэн Сяопин посетил США и изменил экономический курс Китая. И, наконец, иранцы открыли новую эру столкновения цивилизаций, свергнув шаха и провозгласив исламскую республику. 30 лет спустя последствия каждого из этих событий имеют большее значение для мира, чем то, что произошло в 1989. Американцы сражаются в Афганистане с сыновьями тех, кого сами вооружали. Модель свободного рынка лежит в руинах в результате кризиса. Экономика Китая, по оценкам, к 2027 году станет крупнейшей в мире. Радикальный исламизм Ирана является самой большой угрозой для человечества. Все это - исторические волны 1979 года
, утверждает Newsweek.

Сможет ли Клинтон изменить негативный имидж США за рубежом


По традиции, Государственного секретаря США судят по способности формулировать государственную политику, достигать договоренностей и управлять высокопоставленными бюрократами. Пока еще рано судить Хилари Клинтон по этим меркам, однако, она обладает качествами, которые позволят ей оставить памятный след пребывания на посту госсекретаря, - считает Time. Во-первых, у Клинтон есть ясное понимание необходимости реформы внешнеполитического департамента. Во-вторых, она – первый избранный политик на этом государственном посту. Но самое важное: она – знаменитость, человек, гораздо более известный, чем ее предшественники, и способный изменить негативное отношение к Соединенным Штатам за рубежом. Автор статьи отмечает независимость и искренность Хилари Клинтон, ее готовность слушать и принимать критику. Во время недавнего визита в Пакистан ей удалось изменить представление об американских чиновниках, как о высокомерных и заносчивых людях, которых интересует только армия и война с Аль-Каидой и талибами. Пакистанские официальные лица особенно отмечали готовность госсекретаря говорить со всеми, независимо от того, каких взглядов придерживаются собеседники. Большое впечатление произвела неформальная и эмоциональная речь Клинтон на обеде, данном в ее честь президентом страны.

Хилари Клинтон разделяет представление Барака Обамы о том, что дипломатия является основным инструментом внешней политики. Госсекретарь и президент в целом придерживаются одинаковых взглядов на большинство политических проблем. Трения, конечно, существуют, однако они не выходят за пределы нормальной творческой практики. Тем не менее, чтобы войти в историю, Клинтон нужно обрести внутри страны такой же авторитет, как тот, каким она пользуется за ее пределами. Она должна стать голосом, который озвучивает внешнюю политику президента, доверенным советником главы государства, который знает, чего он хочет добиться, но не совсем понимает, как именно это сделать
, полагает Time

Время задуматься о последствиях

Президент США Барак Обама должен вскоре принять решение о том, отправлять ли дополнительно 40 тысяч военнослужащих в Афганистан. Высокопоставленные американские военные пытаются оказать давление на президента, утверждая, в частности, что США могли победить во Вьетнаме, если бы не отказ Конгресса увеличить военный контингент. В статье, опубликованной в Newsweek, участник вьетнамской войны сенатор Джон Керри призывает не повторять ошибок, которые привели к гибели 58 тысяч американских солдат во Вьетнаме.

При всех различиях у этих двух войн есть и общие характеристики: американцы вновь сражаются против повстанцев в аграрной стране со слабым центральным правительством; враги смешиваются с местным населением и находят убежище в соседнем государстве; есть опасность, что американскую армию сочтут оккупантом.

Различие заключается в том, что после сентября 2001 года весь мир понимает причины вторжения американской армии в Афганистан. Президент Обама должен разъяснить, какие цели американцы преследуют в Афганистане сегодня, и избрать ясную и реалистичную стратегию, чтобы достичь их. Мы должны признать, что это война ведется афганцами за будущее Афганистана. Враг может быть побежден с помощью лучшего правительства и эффективной экономической помощи. Через много лет после окончания вьетнамской войны один из ее вдохновителей сенатор Роберт Макнамара признал, что понял неминуемость поражения задолго до того, как число жертв достигло чудовищного уровня. Сейчас пришло время задуматься о последствиях, чтобы избежать трагической ошибки, - заключает Newsweek.

Посадить родителей за парты

"Если вы хотите, чтобы школьники лучше успевали, общество должно осознать необходимость перемен, а это означает вовлечение родителей в процесс обучения", - эти слова сотрудницы филадельфийского магистрата Арлин Акерман приводит Time. В этом году Акерман основала Родительский Университет, ставший составной частью ее плана перестройки городской школьной системы. Такие университеты, бесплатно предлагающие различные курсы родителям, по каким-то причинам уделяющим недостаточно внимания образованию своих детей, существуют также в Бостоне и Майами. Среди студентов матери-одиночки, у которых нет времени, чтобы помогать детям с уроками, иммигранты, плохо владеющие английским, и просто родители, которые недостаточно информированы о том, что важно в школе. Независимо от квалификации учителей, вовлеченность семьи в учебный процесс очень важна. Чтобы привлечь родителей к участию в программах, педагоги посещают муниципальные жилые дома, общежития, общинные центры, библиотеки, религиозные организации, даже в приюты для бездомных.

Более 120 тысяч человек приняли участие в более чем ста программах и курсах Родительской Академии в Майами, основанной в 2005 году. Необходимы для этого средства – порядка одного миллиона долларов в год - поступают от благотворительных фондов, неправительственных организаций, пожертвований от компаний и частных лиц. Структура академии стала образцом для открытых в 2009 году Родительских университетов в Бостоне и Филадельфии, - заключает Time.