Пражские студенты ввели моду на "бархат"

Ноябрь 1989-го, Прага. Студенты-демонстранты, натолкнувшись на полицейский заслон, опустились на колени.

Радио Свобода продолжает цикл интервью, репортажей и социологических зарисовок, посвященных 20-летию падения коммунистических режимов в странах Восточной Европы. В Чехословакии "бархатная революция" началась 17 ноября 1989 года с крупной студенческой демонстрации против коммунистического режима.

"Когда, если не сейчас, кто, если не мы?" - гласит мемориальная табличка, прикрепленная к одному из домов на пражской улице Альбертов. Отсюда 20 лет назад участники студенческой демонстрации отправились в центр города, чтобы положить начало массовому выступлению против социализма. Как рассказывает один из организаторов акции Шимон Панек, эта манифестация не была первой.

- Уже с лета 1988 года в Чехословакии начались неофициальные выступления людей, не согласных с продолжающейся несвободой и не поддерживающих коммунистический режим. Частично это была реакция на реформы, которые стали проводиться в Советском Союзе с приходом Михаила Горбачева. Люди в то время начали собираться в честь различных годовщин, связанных с чехословацкой историей. Студенты в 1989 году тоже решили организоваться в нелегальную сеть, - говорит Шимон Панек.

Эта сеть получила название "Независимое студенческое объединение". Ее участники решили в Международный день студентов, 17 ноября 1989 года, отметить 50-летие с момента демонстрации против закрытия нацистами чешских высших учебных заведений. Во время тех событий погиб студент Ян Оплетал, памяти которого и было посвящено собрание. Тем не менее, в отпечатанной листовке, приглашающей на демонстрацию, говорилось об идеалах свободы и правды, которых, по мнению студентов, спустя 50 лет все еще не удалось достичь. Вспоминает Шимон Панек:

- В конце концов режим разрешил провести эту демонстрацию. Видимо, коммунисты пришли к выводу, что лучше попробовать со студентами сотрудничать, чем идти на конфликт. Нам, конечно, пришлось согласиться, что там выступит один из представителей Коммунистического союза студентов, но благодаря этому собралось гораздо больше людей, чем на всех демонстрациях в прошлом. Разрешение распространялось только на университетский городок, но многие стремились дойти до центра города, потому что это – символическое место. Если кто-то хочет выразить свою точку зрения в полный голос, то это, конечно, не имеет смысла делать в отдаленном районе, а лучше всего в центре. Полиция, разумеется, перекрыла улицу и окружила демонстрантов с двух сторон, и 17-го поздно вечером очень жестоко атаковала студентов…
В ходе расследования, которое началось практически сразу после падения коммунистического правительства, выяснилось: речь шла вовсе не о студенте, а об агенте госбезопасности, который упал в обморок

Позднее, когда эти события анализировала независимая врачебная комиссия, выяснилось, что были ранены более полутысячи человек, однако сильнее всего общественность взволновало известие о смерти одного из участников. Люди вышли на демонстрации уже не только в Праге, но и в Братиславе и в Брно.

В ходе расследования, которое началось практически сразу после падения коммунистического правительства, выяснилось: речь шла вовсе не о студенте, а об агенте госбезопасности, который упал в обморок. Однако на следующий день многие пражане отправились на Национальный проспект, чтобы почтить память – как они верили – погибшего студента и выразить солидарность с пострадавшими участниками демонстрации. На этот раз службы госбезопасности в события не вмешивались.

- После 17-го снова начались гражданские демонстрации, на которые 19 и 20 ноября вышли уже около двухсот тысяч человек. Студенты послужили катализатором общественного недовольства, и вскоре был создан "Гражданский форум" – объединение, в которое входили диссиденты, представители театральной и культурной интеллигенции Праги, члены Академии наук. Довольно быстро, примерно через неделю, коммунистическая верхушка вступила с "Гражданским форумом" в переговоры о том, что делать дальше, - рассказывает Шимон Панек.

Кульминацией "бархатной революции", как ее окрестили журналисты, стала забастовка, в которой приняли участие, по оценке современных историков, 75 процентов населения Чехословакии. "Бархат" стал символом бескровного свержения коммунистического режима. Этот опыт затем использовался и в других странах для мирного изменения существующего политического устройства.

(Сюжет из рубрики "Истории Запада и Востока" программы "Время свободы – дневной выпуск".)