"Стоять высоко, видеть далеко…"

Андрей Шароградский

О том, какие позитивные и негативные результаты переговоров Барака Обамы в Пекине отмечаются в СМИ, рассказывает обозреватель Радио Свобода, эксперт по китайской тематике Андрей Шароградский.

Президент США Барак Обама прибыл с коротким визитом в Южную Корею. Это последний пункт его поездки по странам Азии. Утром в среду он встречался в Пекине с премьером Госсовета КНР Вэнь Цзябао. Обсуждались вопросы торгово-экономического сотрудничества. Во вторник Барам Обама провел в Пекине очень важные переговоры с председателем КНР Ху Цзиньтао.

Речь идет о таких международных проблемах, как Северная Корея, ее ядерная программа и программа Ирана. Но, конечно же, центральной темой переговоров были экономические отношения между двумя странами. Некоторые эксперты называют их основными и самыми важными двусторонними отношениями в мире. Действительно, развитие отношений - прежде всего, экономических - между США и Китаем играет огромную роль в том, как будет преодолен глобальный финансовый кризис, как будут решаться многие международные проблемы.
Видно, что проблемы в двусторонних отношениях есть – но есть и желание их решать. Впрочем, как будут решаться проблемы, пойдет ли Китай когда-нибудь на уступки – пока непонятно

С этой точки зрения визит оказался очень и очень важным. Правда, о продуктивности его говорить еще рано, потому что это все-таки первый официальный визит в Китай нового президента США Барака Обамы. Поэтому даже в китайских комментариях отмечается, что о том, как будут развиваться американо-китайские отношения, надо говорить, скорее, глядя в перспективу. В редакционном комментарии газеты "Жэньминь Жибао", которая всесторонне освещает этот визит, говорится: "Только сумев стоять высоко и видеть далеко, можно получить более полное понимание реального исторического значения китайско-американских отношений и на этой основе улаживать вопросы двусторонних отношений".

О том, что эти отношения могут складываться трудно, также отмечается в редакционном комментарии "Жэньминь Жибао". Это, я думаю, тоже стоит отметить: "В отношениях между Китаем и США еще будут взлеты и падения. Противоречия, которые потребуют внесения больших корректировок в стабильность движения этих отношений вперед, потребуют непрерывных усилий одного, двух и даже нескольких поколений. Но определенно то, что до тех пор, пока мы стоим высоко и видим далеко, КНР и США смогут создать абсолютно новые модели сотрудничества, основанные на взаимном уважении и взаимном доверии".

Таков официальный тон "Жэньминь Жибао". Он довольно привычен для тех, кто наблюдает за китайской прессой. По крайней мере, за этими строчками видно, что проблемы в двусторонних отношениях есть – но есть и желание их решать. Впрочем, как будут решаться проблемы, пойдет ли Китай когда-нибудь на уступки – пока непонятно.

Кроме экономической составляющей, есть и другие аспекты переговоров. Например, либеральное крыло упрекает Барака Обаму за то, что он недостаточно поднимал в Китае тему прав человека. С другой стороны, есть сообщения о том, что речь и выступление Барака Обамы подверглись в Китае цензуре именно потому, что эта тема прозвучала.

Конечно, с одной стороны, можно говорить о том, что Барак Обама не уделял должного внимания проблеме прав человека. И 10, и 15 лет назад эта проблема стояла в центре обсуждения вопроса о возобновлении режима наибольшего благоприятствования в торговле между США и Китаем. С другой стороны, нельзя не отметить, что ситуация в Китае все-таки изменилась. Тем не менее, заявление Барака Обамы по поводу важности Интернета подвергалось цензуре в китайских СМИ. И это очень серьезно отражает озабоченность китайского правительства по поводу Интернета, потому что контролировать Сеть китайцам очень трудно. Интернет начинает играть очень важную роль в общественной жизни страны, как, впрочем, и в России, например.