"Единая Россия" размялась на "провинциальных дурочках"

Перед открытием съезда "Единой России" госжурналистов разогрели медиафорумом

Открывающийся в Петербурге съезд "Единой России" устроители предварили медиа-форумом. Политологи, давно обслуживающие Кремль, объяснили границы свободы слова полтысяче провинциальных журналистов из гостелерадиокомпаний, уставивших зал в гостинице «Прибалтийская» сотней телекамер.

К удивлению работников аппарата, приглашенная для установочной лекции бригада политологов успела перестроиться с прославления успехов путинского курса на обличение назревших в обществе проблем и восхваление модернизации.

В связи с этим и тональность речей явно изменилась. Путинизм был объявлен методом спасения единства страны, но уже пройденным этапом. Политолог Глеб Павловский говорил о деградации всего и вся и, явно расхрабрившись, призвал защитить будущих прорабов модернизации:

- Президент зовет молодых, способных, активных людей к действию ради модернизации. Вы хорошо знаете реальную ситуацию, особенно в регионах. Представьте себе, что будет с этими молодыми людьми, способными, умными, активными, когда они начнут действовать? Что с ними будут делать? Какими средствами с ними будут что-то делать? Мы это хорошо понимаем, поэтому ждем и даже требуем от исполнительной власти, чтобы она защитила тех людей, которые будут действовать, которые выдвинутся в качестве первого отряда активистов модернизации от, например, судьбы Магнитского, которого убили в Бутырской тюрьме. Я напомню, что наша тюремная система является самым мерзким остатком советской системы. Она не улучшилась, а ухудшилась после 1991 года. Наша прокуратура, наша милиция не улучшились, а ухудшились после 1991 года. Они непрозрачны, они засорены криминальными элементами. Слово "коррумпированный" является, я бы сказал, элегантным эвфемизмом того, что мы могли бы сказать об этих органах.
Президент зовет молодых, способных, активных людей к действию ради модернизации. Вы хорошо знаете реальную ситуацию, особенно в регионах. Представьте себе, что будет с этими молодыми людьми, способными, умными, активными, когда они начнут действовать?


Правда, когда был задан естественный вопрос, кто в деградации виноват, с Павловским случалась истерика, и он назвал задавшую вопрос журналистку провинциальной дурочкой.

Экономист Валерий Фадеев запугивал зал: если не будет модернизации, россияне превратятся в туземцев. Надо заметить, что даже в кругах "Единой России" возникает понимание необходимости нового похода. Председатель комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев сообщил, что Медведев обеспокоен тем, как обходятся с малым бизнесом, и сказал, что на повестке дня уже стоит вопрос об отмене часто используемой для атак на бизнес уголовной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность и переводе ее в состав административных правонарушений.

Сам формальный глав партии "Единая Россия" Борис Грызлов, как ни в чем не бывало, живописал прессе полезность для страны своего "профсоюза" чиновников и крупного бизнеса. Пообещал, что партия "Единая Россия" будет консервативной - никого же не пугает консервативное лечение! - и не сказал ничего нового, разве что поведал о новых технологиях строительства дорог, и пообещал возвести в вузах 500 "партийных" бассейнов. Правда, Грызлов предложил перенести 400-метровое здание "Газпром-сити" с Охты на намывные территории Васильевского острова или на Ржевку. Отвечая на вопрос об обеспечении равенства партиям в прессе, в том числе, и в частной, Грызлов оговорился практически по Фрейду:

- К сожалению, мы не можем вводить цензуру для сектора частных СМИ.

Главный редактор журнала "Эксперт", член Общественной палаты Валерий Фадеев все время подчеркивал, что речь должна идти в основном о технологической модернизации. Бывший замначальника управления внутренней политики администрации президента Алексей Чеснаков утверждал, что не надо торопиться:

- Ресурсов нет. Мне кажется, что невозможно провести исключительно технологическую модернизацию без модернизации социальных практик. Речь идет, например, о судебной системе, о той же налоговой системе. Это не чисто экономическая, это больше социальная практика, чтобы люди платили налоги на муниципальном уровне и спрашивали с муниципальной власти. Я говорю о том, что необходимо сделать несколько вещей, но параллельно сделать у государства не получится. Поэтому, я считаю, государство в первую очередь должно сосредоточиваться на технологической модернизации, обеспечивая самые затратные вещи общества. А общественные организации должны в первую очередь сосредоточиваться на социальной модернизации. Это модернизация тех самых практик, без которой невозможен современный западный человек. Что касается предложений по дальнейшей демократизации, если можно сказать, или избирательной системы, я считаю, что это необходимо. Но делать это нужно так, чтобы не сломать всю демократическую избирательную систему, которая уже существует сейчас.

На проходящем в эти же дни в Петербурге либеральном форуме "Старовойтовские чтения" я спросил у социолога Бориса Дубина об очередном - под Медведева - варианте "теории особого пути" России.

- В нашем опросе элит 2005-2006 года, - рассказывает Борис Дубин, - мы сталкивались с этой позицией у большинства элиты: демократия - конечно, современный строй - конечно, выборы - без всякого сомнения, но – "не при нас"; вспомните, мол, сколько Европа шла к нынешнему своему положению, поэтому отмерьте нам 3-4 столетия, а дальше приходите - поговорим. Вот сейчас вступление России на технологический, инновационный путь развития экономики пытаются скрестить с идеей особого пути - некоторые компоненты как бы позволяют ей выглядеть более респектабельно и вроде бы отвечать на, как теперь принято говорить, некоторые вызовы времени. И эта идея чуть-чуть осовременивается. Но мне кажется, что ядро все-таки продолжает пока оставаться прежним.

Перед съездом "Единой России" политолог Глеб Павловский утверждал, что Дмитрий Медведев вносит во власть позитивный конфликт - надо рискнуть старой стабильностью ради нового, необходимого для страны будущего. И генсек "Единой России" Вячеслав Володин, услышав такие умствования кремлевского политолога, ничего возразить не смог.

Явно приободрившиеся провинциальные журналисты поинтересовались подробностями, но не получили ответа. Получат ли регионы больше денег? Их заверили, что выборы губернаторов придут лет через 10-20, а за свободу печати предложили бороться самим. И все же на фоне спикера Госдумы, новоиспеченного "блогера в футляре" Бориса Грызлова и его команды, певцы модернизации вроде Павловского были полезны для провинциальной прессы. Они показали людям из регионов, что некоторые темы, бывшие недавно запретными, уже можно выносить на экран.