В Румынии нет традиций демократии

Румыния выбирает президента в отсутствие правительства/

В Румынии подведены результаты первого тура президентских выборов, прошедшего в воскресенье. Действующий глава государства Траян Бэсеску, набравший около 33 процентов голосов, и его оппонент Мирчи Джоанэ, за которого проголосовал примерно 31 процент избирателей, продолжат борьбу за пост президента во втором туре выборов 6 декабря.


По словам Мирчи Джоанэ, в случае победы во втором туре он предложит кандидату от Национальной либеральной партии Крина Антонеску, показавшему третий результат, сформировать парламентское большинство.


Политический контекст выборов президента Румынии в эфире РС анализирует обозреватель Владимир Ведрашко.


― Ключевой вопрос для любой политической кампании ― фон, на котором она проходит. Что сейчас больше всего волнует румыснких избирателей?

Там не происходит драматических событий, но налицо какая-то постоянная неустроенность политической жизни

― Я бы сказал, что они делятся примерно поровну на три категории. Первая ― это равнодушные. Вторая ― те, кто делает ставку на правые силы, которые представлены правоцентристским действующим президентом Бэсеску. И третья часть делает ставку на левые силы, уповая на то, что исправится ситуация с социальным обеспечением, улучшатся доходы населения и так далее. Достаточно традиционный расклад сил. При этом обстановка в Румынии характеризуется достаточно большой нестабильностью. Там не происходит драматических событий, но налицо какая-то постоянная неустроенность политической жизни. Возьмем правительство Эмиля Бока, который ушел пару месяцев назад в отставку ― там произошел скандал внутри коалиции. Люди договорились сотрудничать, но перессорились, в итоге деятельность правительства была приостановлена из-за вынесенного парламентом вотума недоверия. Сейчас страна находится без правительства. Нового премьер-министра назначит выбранный президент.


― Ясно, что Румыния сделала свой основной политический выбор. Это выбор в пользу европейской и евроатлантической интеграции. Практически все участники политической кампании, насколько можно понять, подтвердили этот выбор. Пути, предлагаемые Бэсеску и его оппонентами, социал-демократами, коренным образом отличаются между собой или это, по большому счету, две версии одного и того же маршрута?


― Конечно, оба пути очень похожи. Но средства, которыми силы пытаются решить проблемы коррупции и экономической эффективности, различны. Главное, что сейчас происходит ― то, что обе политические силы и их сторонники все время (и достаточно безосновательно, я бы сказал) обвиняют друг друга во всех смертных грехах. Несмотря на то, что сейчас некоторое преимущество у Бэсеску, я бы не взялся предугадать исход второго тура голосования. Я смотрел расклад голосования по регионам ― картина достаточно разнообразная. Поэтому нельзя сказать ничего определенного.


― Вы недавно побывали в Румынии. У вас создалось впечатление об этом новом члене Европейского Союза как о бедной, достаточно отсталой стране, которая решает комплекс первоочередных задач государства, только что вступившего в ЕС?

В Румынии присутствует огромный, если можно так сказать, энтузиазм людей. Они готовы работать много. Они чрезвычайно энергичны

― Здесь важно понимать, что в Румынии нет традиции демократии. А страна, которая не имеет этой традиции, не имеет и надежных инструментов для работы в ЕС. Но совершенно очевидно, что при этом в Румынии присутствует огромный, если можно так сказать, энтузиазм людей. Они готовы работать много. Они чрезвычайно энергичны. Он чрезвычайно подвижны. Они ездят по всему миру. Они ездят по своей стране. Они организуют эффективные предприятия. Часть из них проваливается, часть выходит вперед. Это очень живая молодая страна.


― Молдавский вопрос, вопрос объединения двух соседних государств, каким-то образом затрагивался в этой кампании? Он актуален для нынешней румынской политики?


― Молдавский вопрос всегда актуален для румынской политики. Достаточно сказать, что действующий президент Бэсеску в свое время заявил, что не признает границы с Молдавией. Проблема отношений с соседним государством чрезвычайно остра. Многие молдавские граждане ждут получения румынского гражданства. Существует миф, что это делается очень быстро и легко и можно в режиме наибольшего благоприятствования за несколько месяцев получить гражданство. Это неправда. Я знаю людей из Молдавии, которые по шесть лет ждут получения румынского гражданства.


― Какая-либо политическая сила выдвигала требования объединения Румынии и Молдавии в качестве предвыборного лозунга?


― Нет. В нынешней кампании этот вопрос считается неактуальным. Косвенная проблема, связанная с молдавским вопросом ― отношения с ЕС. ЕС не может внутри Румынии принять в свой состав еще одну проблемную территорию. На самых дальних подступах этот вопрос даже не обсуждается.