Два Алиевых в Ульяновске: бронзовый и газовый

Гейдар Алиев встал над Ульяновском

Президент Азербайджана Ильхам Алиев был во вторник почетным гостем Ульяновска. Год назад здесь открыли памятник его отцу Гейдару Алиеву, в городе также появится площадь имени первого президента Азербайджана.

В программе визита Алиева - переговоры с приехавшим открывать мост через Волгу Дмитрием Медведевым по политическим и экономическим вопросам. В частности, о сотрудничестве в энергетической сфере и причудливо сопряженной с ней проблеме Нагорного Карабаха.

Знатоки утверждают, что Ульяновск не потеряет, а приобретет от появления на Волге площади Гейдара Алиева: обычно Азербайджан берет на себя финансовые затраты по содержанию за границами республики объектов памяти своего лидера.

По мнению директора азербайджанской службы Радио Свобода Кенана Алиева, установление памятников покойному азербайджанскому вождю становится одним из направлений внешней политики республики:

- Алиев в Азербайджане возведен в ранг общенационального лидера. Страны, которые устанавливают памятник Алиеву, считаются друзьями Азербайджана. Недавно был открыт парк Гейдара Алиева в Бухаресте. Есть памятники в центральноазиатских странах. В Грузии именем Алиева назван целый проспект. Любой стране, которая хочет иметь хорошие отношения с Азербайджаном или которая нуждается в газе или в нефти, важно начинать отношения с установления памятника азербайджанскому вождю.
Дмитрий Медведев и Ильхам Алиев начали переговоры с памятника


- Почему не нашлось места такому памятнику в Москве?

- Несколько лет назад азербайджанское посольство в Москве пыталось поднять вопрос об установлении памятника Алиеву. Алиев долгое время работал в Кремле, москвичи его хорошо помнят. Однако жители Москвы без энтузиазма приняли эту идею, и от нее отказались. Но Россия - большая страна, решили остановиться на Ульяновске, память о другом вожде там хорошо сохранилась.

- Что представляют собой памятники Алиеву, которые стоят в Азербайджане?
Установка памятников Алиеву приняла в Азербайджане массовый характер. В каждом районе, в каждом поселке, в каждой школе, в каждом государственном учреждении есть памятник или бюст Алиева

- Установка памятников Алиеву приняла в Азербайджане массовый характер. В каждом районе, в каждом поселке, в каждой школе, в каждом государственном учреждении есть памятник или бюст Алиева. В Баку есть площадь Алиева, там же стоит и памятник. Даже когда вы летите в столицу Азербайджана, пункт назначения в авиабилете указан как "Гейдар Алиев", по названию Бакинского аэропорта.

- В Ульяновске на переговорах российского и азербайджанского президентов одной из тем значился вопрос о перспективах карабахского урегулирования. На днях Азербайджан заявил о том, что не исключено военное решение этой проблемы. Насколько серьезна такая перспектива?

- Думаю, это несерьезная перспектива, и это прекрасно понимают в Баку. После того, что произошло в прошлом году между Грузией и Россией, военного конфликта со стороны Баку вряд ли можно ожидать, несмотря на всю эту воинственную риторику. Да, сегодня азербайджанская армия боеспособна, ее бюджет превышает во много раз бюджет армянской армии. Но эти заявления больше рассчитаны на внутреннюю аудиторию. Армения является союзником России, есть российские военные базы в Армении, заключено военное соглашение между Арменией и Россией. В Баку таким образом пытаются всего лишь высказать недовольство ходом переговорного процесса.

- После мюнхенских переговоров армянского и азербайджанского лидеров появились дипломатические формулировки о том, что нащупаны некие общие точки в способах решения существующих проблем. Вы понимаете, о чем идет речь?
Кроме того, есть проблема территорий вокруг Нагорного Карабаха. Думаю, в Армении уже понимают, что эти земли надо освобождать

- Очень много говорится, что стороны приблизились к миру. Есть очень много точек соприкосновения. Есть некоторые вопросы, которые уже даже как бы решены. Но есть ключевые вопросы, которые остаются открытыми. Я думаю, что один из этих вопросов - будущий статус Нагорного Карабаха и возвращение туда азербайджанских беженцев. Кроме того, есть проблема территорий вокруг Нагорного Карабаха. Думаю, в Армении уже понимают, что эти земли надо освобождать. Но не надо забывать, что заявления о прогрессе на переговорах мы слышим последние пятнадцать лет.

- В этой череде переговоров беседы Ильхама Алиева и Дмитрия Медведева в Ульяновске что-то значат?

- Если вы заметили, это уже стало традицией: после каждой встречи армянского и азербайджанского президентов один из них летит в Москву, как в советские времена – "для доклада". Сразу после Мюнхена Алиев вылетел в Ульяновск. Формально - на открытие памятника, но в то же время Баку все больше и больше склонен к сотрудничеству в области энергетики с Россией, последние соглашения с "Газпромом" подтверждают это. Азербайджанские дипломаты часто утверждают, что азербайджанский газ - это для Карабаха, нефть - это для экономики. И Баку пойдет на любые уступки в вопросах газа ради решения карабахской проблемы. Я думаю, что и здесь, когда Россия пытается взять под контроль энергетические ресурсы Каспия, Азербайджан играет ключевую роль. Если Баку будет более склонен к сотрудничеству с Россией в вопросе газового обмена или газового сотрудничества, то идея "Набукко" может умереть.

Вопрос Карабаха - это вопрос номер один для Азербайджана, для любого руководителя Азербайджана. Если у тебя есть такая козырная карта, как газ, она будет использована в полной мере для решения именно этого вопроса. Если Россия в этом вопросе будет благосклонно относиться к азербайджанскому варианту разрешения конфликта, то, безусловно, компромисс там будет. "Набукко" - это европейская проблема, это не азербайджанская проблема.