Кто поможет трудовым коллективам

Глава Минфина РФ Алексей Кудрин пообещал "медленное рассасывание пузыря" кризиса в российской экономике

В среду в Москве открылся ежегодный деловой финансовый форум России, который организован газетой "Ведомости". На форуме выступили вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин, первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев. Последний заявил, что ЦБ РФ фактически начал свертывание антикризисных мер поддержки банковского сектора.

Кудрин так охарактеризовал кризисные проблемы в российской экономике:

- Идет медленный процесс рассасывания пузыря, и он еще не завершился и даже не завершается. Еще год-два мы будем преодолевать последствия кризиса.

Владимир Кара-Мурза: "Внешэкономбанк" намерен приобрести 3% акций "Русала" Олега Дерипаски в ходе предстоящего IPO и входит в алюминиевую компанию как долгосрочный инвестор. Об этом в среду на финансовом форуме России заявил министр финансов Алексей Кудрин. Судя по его словам, цель предстоящей сделки - сохранить контроль в компании. Правда, по существующему соглашению контроль все равно останется за Дерипаской, даже если его доля опустится ниже контрольной. Стоит напомнить, что общие долги "Русала" превышают 16 миллиардов долларов, а ВЭБ является крупнейшим кредитором группы. Осенью прошлого года госкорпорация выделила алюминиевому гиганту Дерипаски экстренный займ в 4,5 миллиарда долларов сроком на один год, чтобы компания могла расплатиться с западными банками по кредитам, привлеченными на покупку ГМК "Норильский никель". О том, почему, спасая олигархов, российское государство оставляет без помощи целые коллективы, мы говорим с бывшим заместителем министра труда в правительстве Ельцина – Гайдара Павлом Кудюкиным. Удивило ли вас сегодняшнее заявление Алексея Кудрина?

Павел Кудюкин: Удивило очень с нескольких точек зрения. Начнем с того, что с точки зрения бизнеса заранее заявлять о готовности покупать акции – это значит давить на их цену в сторону повышения. Давайте сравним: где-то неделю наблюдательный совет госкорпорации Внешэкономбанк заседал, и после этого заседания председатель наблюдательного совета Владимир Дмитриев сказал: да, мы рассматривали вопрос, но наше решение я оглашать не буду. Вот это было грамотное бизнес-поведение. Почему вдруг министр финансов так во всеуслышанье заявляет: да, ВЭБ будет покупать. Это первая загадка.

Загадка вторая: а вообще собственно откуда взялись эти акции? IPO – это первичное размещение, это не продажа тех акций, которые уже находятся у владельцев, это не Дерипаска продает какую-то часть своего пакета. То есть либо речь идет о так называемом разводнении капитала, то есть дополнительной эмиссии акций, либо о продаже пакета или части пакета не распределенных акций, которые находились непосредственно в распоряжении акционерного общества "Русал". Тоже не очень понятно.
Знаете, какая химерическая ситуация, когда два лица, одно юридическое, к государству никакого отношения не имеющее, другое государственная организация вдруг вместе владеют контрольным пакетом. Это что, такое своеобразное частно-государственное партнерство по-русски получается?

Третья загадка, выглядит как оговорка, но очень фрейдистская у Кудрина, что ВЭБ вместе с Дерипаской будут владеть контрольным пакетом. Знаете, какая химерическая ситуация, когда два лица, одно юридическое, к государству никакого отношения не имеющее, другое государственная организация вдруг вместе владеют контрольным пакетом. Это что, такое своеобразное частно-государственное партнерство по-русски получается? Так что как минимум три загадки, может быть и больше. Но вообще все укладывается в логику действительно антикризисной политики российского правительства, которая направлена в основном на спасение олигархов, которые, как выяснилось, не такие уж замечательные менеджеры, вовсе не такие хорошие распорядители собственности, которая им правдами или неправдами досталась в 90 годах.

Владимир Кара-Мурза: Политолог Станислав Белковский считает алюминиевую империю огромной пирамидой.

Станислав Белковский: Среди российских олигархов Олег Дерипаска занимает, безусловно, особое место. Вся философия его бизнес-империи изначально строилась на построении пирамиды, которая в конечном счете не может не высасывать деньги из государства, потому что крушение этой пирамиды приведет сразу к появлению сотен тысяч безработных. Дело не только в сотнях тысяч безработных, которые могут появиться в результате крушения компании "Базовый элемент" и "Русский алюминий", но и в принадлежности Олега Дерипаски к Семье Бориса Ельцина - это так же является охранной грамотой, поскольку Семья Ельцина неприкосновенная и запретная территория для нынешних элит и для всех президентов России, которые занимали этот пост после покойного Бориса Николаевича. Поэтому здесь, безусловно, мы видим классическую съему национализации прибыли и приватизации убытков. Открытая отчетность компаний, входящих в "Базовый элемент" и "Русский алюминий", показывает, что только за три года, с 2005 по 2007, оффшоры, подконтрольные Олегу Дерипаске, получили дивидендов на сумму свыше 7 миллиардов долларов. Это значит, что если бы Дерипаска хотел спасать "Базовый элемент" и "Русский алюминий" за свой счет, он легко мог бы это сделать, ибо эта сумма значительно превосходит все кредиты, которые он получает у государственных и окологосударственных банков.

Владимир Кара-Мурза: Настолько ли опасно, по-вашему, крушение таких империй, подобно "Русскому алюминию"?

Павел Кудюкин: Вопрос в том, как это будет происходить. Потому что, конечно, если представить себе ситуацию, что начинается массовое закрытие предприятий, то с учетом, что многие предприятия по производству алюминия являются градообразующими - это будет катастрофа не только для тех, кто работает на этих предприятиях, но и для населенных пунктов и целых территорий. Скажем, в том же Красноярском крае предприятие "Русал" - это второй по объему поступлений в краевой бюджет налогоплательщик после "Норильского никеля".

Но дело в том, что встает вопрос - варианты поведения того же государства. Действительно, плохое хозяйствование привело на грань краха. Можно действительно закачивать деньги, пытаться спасать собственника, именно прикрываясь этими соображениями, что если будет крах, то будет плохо не только ему. В любом случае олигархи обладают достаточно большой собственностью, чтобы пережить любой кризис, любой крах. Заначек хватает в разных местах по миру. Но ведь тоже надо понимать, что если дело доходит до грани банкротства, появляется ситуация дефолта, невозможности вернуть долги, насколько я понимаю, в "Русале" пока такой ситуации нет. И то, что первичное размещение акций IPO происходит, значит есть надежда на то, что акции вполне продаваемы, что на них найдутся покупатели, и это позволит получить какие-то свободные средства, которые будут пущены на погашение части кредитов, вложены в производство, что менее вероятно, еще каким-то образом используемы.

Банкротство - это необязательно закрытие предприятия. Банкротство - это всего-навсего смена собственника. А там встает вопрос, как собственник распорядится. И здесь роль руководства может быть чрезвычайно велика, чтобы процедуру банкротства обставлять необходимыми социальными условиями, связанными с сохранением рабочих мест, объемами производства - это не совсем социальные, скорее экономические, и так далее. То есть вовсе необязательно спасать олигархов для того, чтобы спасать производство и работающих на этих производствах людей.

Владимир Кара-Мурза: Олег Кузнецов, генеральный директор Экспертного института при Российском Союзе промышленников и предпринимателей, оправдывает меры принятые государством.

Олег Кузнецов: Эта мера вынужденная. Так уж получилось, что "Русал" – это системообразующая компания, достаточно мощная, ее необходимо сейчас поддержать. Другое дело, как придется решать, как действовать дальше. Невозможно до бесконечности поддерживать даже такую важную компанию. Я предполагаю, что могут быть поставлены некоторые условия, о которых мы, может быть, позже узнаем.


Полный текст программы появится на сайте РС в ближайшее время.