Биржам прописали перегрев

С учетом текущих экономических показателей цены на акции российских компаний завышены, полагают эксперты

Российские фондовые индексы к полудню в четверг снижались до уровней начала месяца, отреагировав на негативную динамику мировых фондовых и сырьевых площадок. Накануне министр финансов Алексей Кудрин заявил, что российский рынок акций перегрет и стоимость акций явно завышена. По сравнению с февральскими минимумами они выросли к настоящему моменту примерно на 120 процентов, то есть более чем вдвое.


В то же время, за 10 месяцев этого года общий объем российской экономики, по оценкам министерства экономического развития, сократился на 9,6 процента к уровню января-октября прошлого года.


Оценивая перегретость российского рынка, нужно учитывать, о каких сроках идет речь, отмечает руководитель отдела торговли акциями инвестиционного финансового дома "КапиталЪ" Константин Гуляев. "Если мы говорим про долгосрочный горизонт инвестирования, 3-5 лет, то можно предположить, что большинство акций могут стоить гораздо дороже, чем сейчас, — рассуждает эксперт. — Если же имеется в виду среднесрочный период, то есть полгода-год, я скорее соглашусь с тем, что рынок несколько перегрет. Большинство акций находятся на достаточно высоких ценовых уровнях, которые не слишком хорошо отражают тенденции, которые мы видим в российской и мировой экономике, и показатели самих компаний. В связи с этим мы ожидаем, что в среднесрочном периоде на фондовом рынке может произойти достаточно серьезная коррекция цен".


То, что российский финансовый рынок очень нервно реагирует на рассуждения о стратегиях грядущего сворачивания антикризисных программ, по мнению Алексея Кудрина, во многом связано со значительной долей на нем спекулятивного капитала.


"По большому счету, российская антикризисная программа представляла собой набор разрозненных мер, — напоминает заместитель руководителя аналитического управления инвестиционной компании "Арбат Капитал" Алексей Павлов. — Но что касается помощи банкам и предоставления им кратко- и среднесрочной ликвидности, то здесь, пожалуй, программа была выполнена наиболее адекватно. Банки получили поддержку от ЦБ, и это, наверное, и есть та часть антикризисных мер, которая пересекается с нашим фондовым рынком. Банки, получив от ЦБ обильную кратко- и среднесрочную ликвидность, могли использовать ее для операций на финансовых рынках — в частности, они покупать акции и облигации, которые впоследствии могли опять-таки послужить неплохим залогом для привлечения краткосрочной ликвидности у того же ЦБ".


В свою очередь Константин Гуляев приводит в качестве примера влияния антикризисных мер на фондовый рынок поддержку автопрома. "Если судить по динамике акций, этот сектор был с начала года одним из самых убыточных, — указывает он. — После объявления программы стимулов со стороны правительства он выбился чуть ли не в лидеры — акции автомобилестроителей подорожали в несколько раз. Но если мы смотрим на рынок в целом, это, конечно, не являлось основным фактором. Главным был внешний фон, то есть ситуация на мировых фондовых рынках. Она во многом зависела от стимулирующих программ правительства США и действий мировых центробанков".


Ставка рефинансирования Центрального банка России с 25 ноября составляет 9 процентов годовых. Для сравнения, в США она находится в диапазоне от нуля до 0,25 процентов годовых, в странах еврозоны — 1 процент, в Японии — 0,1 процента. Разница в стоимости активов выгодна многим участникам мировых финансовых рынков: занимая деньги в странах с низкими ставками, они вкладывают их там, где ставки выше. Такую практику называют carry trade.


"Если верить тому, что говорит Центробанк, активность сделок carry trade с рублевыми активами достаточно высока, — говорит руководитель отдела акций ИФД "КапиталЪ". — Это одна из причин снижения ставки рефинансирования, потому что высокая ставка стимулирует спекулянтов использовать рублевые активы в carry trade. Такой приток спекулятивного капитала вызывает укрепление рубля".


На любом перегретом рынке рано или поздно наступает коррекция — стоимость ценных бумаг приходит в некое соответствие с реальными показателями как отдельных компаний, так и экономики в целом. В некоторых случаях этот процесс, сопровождающийся выводом капиталов с финансовых рынков страны, происходит постепенно, но бывает и так, что все происходит стремительно.


"Для того чтобы понять, как могут развиваться события, даже не надо ходить в 1998 год, — отмечает Алексей Павлов из "Арбат Капитала", — достаточно вспомнить год прошлый. То, что мы видели прошлой осенью — классический сценарий резкого бегства иностранного спекулятивного капитала из страны. Это обвал рынков и обвал курсов".


С начала года сводные индексы рынков акций крупнейших развивающихся стран росли почти в 2,5 раза быстрее, чем развитых. Наибольший рост был отмечен на рынках Китая, Бразилии и России.