Зачем модернизации собственный автомобиль?

Президент поставил вопрос модернизации. Для поиска ответов, наконец, собираются ученые

К обсуждению проблем модернизации российской экономики подключаются представители академической науки. На Российском экономическом конгрессе, который пройдет в начале декабря в Москве, будут представлены разные концепции модернизации. Организаторы конгресса ставят перед собой задачу консолидировать усилия ведущих российских экономистов, имеющих различные точки зрения.

Организаторы конгресса - Новая экономическая ассоциация и секция экономики Российской академии наук. Президент Новой экономической ассоциации академик Виктор Полтерович считает, что одна из главных задач, стоящих перед российскими экономистами - улучшить качество научной экспертизы: оно сегодня оставляет желать лучшего.

- У нас сохраняется совершенно ненормальная разделенность между разными направлениями экономической науки. От этого страдает и качество научной экспертизы, потому что люди, которые пишут записки в правительстве и составляют проекты, плохо взаимодействуют друг с другом, по-настоящему не знают реакции оппонентов. И представьте себе высокого правительственного чиновника, который видит перед собой различные, порой противоположные предложения, и который должен их сравнивать. У него слишком мало информации для того, чтобы принять правильное решение.

Виктор Полтерович убежден, что говорить нужно именно о модернизации экономики, а не об инновациях, как это делала власть еще несколько лет назад: сегодня, по его мнению, переход России к "экономике знаний" просто нереален.

- Нацеливая нашу экономику на решение нереализуемых задач, мы рискуем получить негативный результат. Модернизация предполагает, прежде всего, широкомасштабное заимствование западных технологий и методов хозяйствования. Государство должно быть озабочено, в частности, тем, чтобы были созданы масштабные проекты модернизации отраслей. Поддерживать надо проекты, а не конкретные фирмы, которые склонны к лоббированию. Когда я говорю, что надо заимствовать, мне возражают и говорят: ну что же, мы уже ни на что не способны, наша фундаментальная наука не нужна? Нет, там, где мы можем делать что-то по-настоящему новое, надо делать новое. Фундаментальная наука нам нужна хотя бы для того, чтобы грамотно заимствовать. Но, кроме того, фундаментальную науку надо сохранять для того, чтобы перейти на инновационный путь развития через 10 лет, если нынешний проект будет успешным. Фундаментальная наука не создается за короткое время. Если мы сейчас ее разрушим, ее будет очень и очень трудно восстанавливать.

У директора Института экономики Российской академии наук Руслана Гринберга есть свое видение того, что необходимо предпринять в области промышленной политики для запуска процесса модернизации российской экономики.

- Для этого я предлагаю провести честную инвентаризацию того, что есть, и разделить все потом на три темы. Мы должны активно поддерживать с помощью государственной структурной политики те сегменты, которые мы можем еще приблизить к мировым стандартам для того, чтобы появились такие бренды, как Nokia, например. Я больше всего люблю пассажирские самолеты и твердо уверен, что их еще можно спасти. Мы должны понять, что есть предприятия, которые в принципе нельзя поднять, ну, "АвтоВАЗ", например. И я не думаю, экономическая безопасность страны окажется под угрозой, если она не будет производить собственные легковые автомобили. Из соображений национальной безопасности нужно поддерживать, например, машиностроение, какие-то отдельные его части. Такая страна, как Россия, не может жить без собственного машиностроения как ядра саморазвития.

На предстоящем Российском экономическом конгрессе будут также обсуждаться вопросы "Был ли возможен иной путь трансформации социалистической экономики?", "Можно ли противодействовать коррупции силами гражданского общества?" и "Перспективы российского рынка труда".

Свою точку зрения выскажут на это такие авторитетные специалисты, как Николай Петраков, Николай Шмелев, Евгений Гонтмахер, Александр Аузан, Сергей Глазьев, Леонид Абалкин, Александр Гранберг и Виктор Садовничий.