"39 ступеней", или Семейный театр Хичкока

Сцена из спектакля "39 ступеней"

Впервые на памяти московской публики драматический театр перенес на свою сцену иностранный спектакль. В репертуаре Театра имени Станиславского появились "39 ступеней". Роман Джона Бакана, написанный в 1915 году, в 1935-м экранизировал Альфред Хичкок. В 2005 году сценарий адаптировал для сцены английский актер и драматург Патрик Барлоу, права на постановку приобрели 15 стран. Продюсер Дмитрий Фикс привез в Москву английскую постановочную группу: самого Патрика Барлоу, режиссера Дэвида Ньюмена, художника Питера Макинтоша.

Перенос мюзикла, оперы или балета - вещь для музыкального театра заурядная. Увидел руководитель театра что-то интересное за рубежом, договорился с продюсером - и пригласил постановочную группу, чтобы воспроизвести то же самое зрелище на родимых подмостках; с участием, конечно, российских танцоров и певцов. Но в драматическом театре такая практика отсутствует. Тем не менее, Александр Галибин включил в репертуар вверенного ему театра спектакль "39 ступеней", поставленный в точном соответствии с тем, как он сделан в Нью-Йорке или Лондоне.

Содержание спектакля-близнеца рассказывать - грех. Кто не видел фильма Хичкока, пусть пребывает в неведении, поскольку "39 ступеней" - детектив. В театре жанр изменен: это комический детектив, весьма остроумная и культурная стилизация фильмов 30-х годов. Пусть не черно-белое, но монохромное цветовое решение, соответствующие интерьеры, костюмы, манеры, мизансцены. Более того, актеры Всеволод Болдин и Анна Якунина, причесаны и загримированы под исполнителей ролей в фильме – Роберта Доната и Мэдлин Кэррол.
В инсценировке - около ста персонажей, а играют их четыре актера

Голос, комментирующий происходящее, доносится из динамиков и напоминает закадровый текст. Театральными средствами воспроизведена условность старых фильмов. Там, например, люди едут в авто; но прекрасно видно, что машина - стоит, а "едут " декорации. В кино эффект достигается монтажом, в театре – совсем простым способом: вывозят на сцену дверь на колесиках, герой постучал, ему открыли, дверь повернули обратной стороной – значит, он вошел в дом. Или захотелось герою выпрыгнуть в окно, взял он деревянную раму-окно в руки, повернул – стало быть, вылез из окна на волю. Мы давно привыкли к приему "театр в театре", а вот кино в театре – гость нечастый. Робер Ле Паж недавно показал на театральной сцене, как снимают кино; но там снимали фильм современный, со спецэффектами, а здесь - старинный, наивный и простодушный.

В инсценировке - около ста персонажей, а играют их четыре актера: Болдин, Якунина, Макс Шахет и Александр Горшков (команда сборная, все - из разных театров). Обличье актеры меняют, не таясь: натянули поверх пижамы пальто, надели вместо ночного колпака шляпу, поменяли интонацию и пластику, – и вот уже перед нами не сонный хозяин гостиницы, а настоящий убийца. Сложных характеров тут нет, не предусмотрено. А есть узнаваемые типы - привлекательная блондинка, забитая жена, гангстер, романтический влюбленный... От того, с какой скоростью и ловкостью меняют маски актеры, зависит успех всего предприятия. Патрик Барлоу - сам актер, много снимавшийся в кино - отзывается о российских коллегах с восторгом.

- Мне больше всего нравится возможность перенести на театральную сцену все эти киношные погони и преследования, - говорит Патрик Барлоу. - Для этой пьесы психологические мотивировки не нужны. Важно точно знать, в каком представлении участвуешь, понимать особенности стиля и жанра. И мы счастливы, потому что в Москве работали с восхитительными актерами. Ведь "39 ступеней" - это не только комедия; это и боевик, и лирическая история. Этот спектакль обращается к традиции Чарли Чаплина, Бастера Китона и, конечно, к традиции английского водевиля.

Александр Галибин
тоже выглядел довольным:

- Это похоже на интернациональный театр, на настоящий театральный праздник. Это похоже на шоу, это похоже на радость, которую хочется доставить людям, которые придут в Театр Станиславского. И нам хочется, чтобы это был еще семейный спектакль. Мы обязательно будем делать дневные спектакли, чтобы на "39 ступеней" могли приходить с детьми.