У "Менатепа" есть шансы на компенсацию

Дмитрий Гололобов после пресс-конференции, посвященной обыску архивов ЮКОСа (июль 2003 года).

Международный третейский суд в Гааге, куда обратились бывшие акционеры нефтяной компании ЮКОС, постановил, что акционеры, в частности инвестиционная компания "Менатеп", вправе требовать от правительства РФ компенсации за экспроприацию активов ЮКОСа. Суд подчеркнул, что Россия связана подписанными ею, хотя и не ратифицированными, положениями Энергетической хартии.

Решение Международного третейского суда в интервью Радио Свобода прокомментировал бывший начальник правового управления компании ЮКОС, а ныне глава лондонской юридической фирмы "Гололобов и партнеры" Дмитрий Гололобов:

– Политические последствия, конечно, будут. Неизвестно, как прореагирует Россия, но "Менатеп", естественно, набрал существенные очки в своей борьбе. И следующая стадия, которая будет зависеть в значительной мере (если не прямо, то, по крайней мере, косвенно) от решения Страсбурга, принимая во внимание, что борьба ведется довольно далеко и у бывших акционеров достаточно много аргументов, будет для "Менатепа" гораздо легче, чем предыдущая.

– Глава инвестиционной компании "Менатеп" Тим Осборн заявил, что если российское правительство не подчинится судебным предписаниям о выплате компенсации, то "Менатеп" сможет захватить российские активы за рубежом. В частности, назвал нефть "Роснефти", газ "Газпрома", самолеты "Аэрофлота". Реально ли все это?

– Ну, такие процессы, как мы знаем, неоднократно проходили. Вопросы достаточно спорные, и попытки предпринимаются и в американских судах, и во французских. Не все так легко. Тем не менее, я не думаю, что Российская Федерация будет доводить до того, что решение будет исполняться. У Российской Федерации в данном деле существует очень существенный баланс для ведения борьбы – это те люди, которые находятся в заключении. И несмотря на существенные политические проблемы, в этом случае, как показывает практика, всякая победа "Менатепа" или акционеров на международной арене, в том числе в Европейском или ином суде, вела к тому, что на людей, которые находятся в заключении, давление очень существенно усиливалось, и дело переходило в какую-то новую стадию.

– Как вы оцениваете шансы акционеров ЮКОСа на получение компенсации? Речь идет об огромной сумме.

– Я думаю, что у "Менатепа" хорошие шансы получить некую компенсацию, которая будет, конечно, меньше ожидаемой. Но, тем не менее, она будет крайне неприятна для России.