Депутатам напомнили о "Невском экспрессе"

Тверская область. 28 ноября 2009. Сотрудники аварийных и спасательных служб на месте крушения пассажирского поезда "Невский экспресс", следовавшего из Москвы в Санкт-Петербург, в результате которого погибли около 30 человек, около 100 ранены. Фото ИТАР-ТАСС/ Вадим Жернов

Госдума сегодня пусть запоздало, но почтили память жертв крушения поезда "Невский экспресс". Большинство депутатов уверены, что речь идет о террористическом акте, но неясно, кто за ним стоит. Распространенное в среду заявление о причастности боевиков Доки Умарова эксперт РС считает бездоказательным.


Приступив к обсуждению повестки дня среды, на протяжении первых двадцати минут депутаты, к удивлению журналистов, даже не упоминали о трагедии с "Невским экспрессом" — как будто ничего особенного не произошло, и сегодняшнее заседание Думы не было первым после катастрофы. Заговорили о нем только после того, как слово получила Оксана Дмитриева из "Справедливой России" — она довольно гневно напомнила депутатам, что начать вообще-то нужно было с минуты молчания. Парламентарии как бы нехотя встали, и вообще складывалось ощущение, что они не очень хотят обсуждать эту тему. Но Оксана Дмитриева сказала, что обсудить надо:


— Мы просим поручить комитету Государственной Думы по транспорту и комитету Государственной Думы по безопасности запросить в Министерстве по чрезвычайным ситуациям, а также в ОАО РЖД следующую информацию в связи с крушением поезда "Невский экспресс": о времени и порядке прибытия специалистов МЧС на место крушения; о расположении баз МЧС вблизи места крушения; о контроле МЧС за обучением железнодорожников последовательности действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; об оснащении каждого пассажирского вагона предметами первой медицинской помощи и медикаментами; об оперативности оказания медицинской помощи системой железнодорожных больниц и амбулаторий; об экспертизе с точки зрения техники безопасности вагонов пассажирского поезда "Невский экспресс" в соответствии с действующими нормами, ГОСТами, техническими условиями и техническими регламентами.


На этом месте оратора оборвали, и ведущий Олег Морозов сказал: "готовьте протокольное поручение, разберемся". Но, так или иначе, Оксана Дмитриева ни разу не произнесла слово "теракт". Для многих депутатов Госдумы вопрос о том, был ли теракт, уже решен однозначно. Например, координатор фракции КПРФ Сергей Решульский исключает вероятность того, что в основе теракта лежат "классовые" мотивы:


- Для того, чтобы организовывать такие теракты, надо, по крайней мере, иметь хорошо структурированную и сплоченную, вооруженную организацию, ориентированную именно на социальную справедливость. Таких организаций, насколько я знаю, нет. Если они бы они существовали бы, тогда грош цена всем нашим службам безопасности. Просто собраться втроем, впятером - можно. Но создать организацию и преследовать именно такие цели — это очень сложно, и во многом зависит именно от того, как работают службы безопасности.


На этом тема "Невского экспресса" в парламенте была закрыта. Многие депутаты отправились на Поклонную гору, где проходил траурный митинг памяти жертв террористических актов.


Ответственность за подрыв поезда "Невский экспресс" взяло на себя командование неких кавказских моджахедов. Заявление сепаратистов опубликовано сегодня на одном из сайтов боевиков. Исходя из этого текста, боевики, которые заявляют, что подорвали "Невский экспресс", действовали по приказу Доку Умарова.

Теракт такого масштаба на самом деле не требует никаких особенных сил и средств. Чтобы взорвать рельс, нужны одна или две тротиловых шашки небольшой взрывной силы

— Само заявление выглядит абсолютно необоснованным, — комментирует эксперт по кавказской проблематике обозреватель РС Андрей Бабицкий. — Я его держу перед собой в руках — это просто заявление о причастности. Нет ни одной детали, ни одного доказательства, которые указывали бы на реальное участие боевиков Доку Умарова в этом теракте. Просто политический документ, который выглядит не слишком убедительно. Но, в принципе, сама причастность у меня лично сомнений не вызывает, потому что я не знаю сегодня в России ни одной политической силы и ни одной экстремистской полувоенной или военной организации, которая была бы способна и мотивирована организовать подобного рода теракт с таким количеством жертв. Теракт такого масштаба на самом деле не требует никаких особенных сил и средств. Чтобы взорвать рельс, нужны одна или две тротиловых шашки небольшой взрывной силы. Чеченские органы внутренних дел заявляют, что у Умарова нет достаточных сил и средств, что он зажат в горах. Это неправда. Нынешнее лето показало, насколько силен Умаров, насколько велика диверсионная активность подчиняющихся ему подразделений. Давайте вспомним подрыв Евкурова, подрыв назрановского ГУВД, взрыв в центре Грозного, когда были уничтожены сразу несколько высокопоставленных чинов МВД, и множество подрывов по мелочам. То есть это целенаправленная стратегия, о которой Умаров объявил еще прошлой осенью. В этом заявлении они подтверждают, что переносят войну на территорию России. Когда Умаров сменил Басаева, первым его заявлением в должности, скажем так, руководителя вооруженного подполья или президента Ичкерии был документ о том, что подполье отказывается от нападения на гражданские объекты, не рассматривает их в качестве дозволенных целей. И прошло достаточно много времени, прежде чем было принято прямо противоположное решение — развязать террористическую войну. Это произошло прошлой осенью. Летом мы видели последствия этого решения. Линия абсолютно логичная: с лета, с подрывов на территории Чечни и Ингушетии до подрыва "Невского экспресса" выстраивается очевидная, явная и понятная цепочка.