Школа в осаде

Игорь Кучма, назначенный окружным управлением образования и.о. директора школы №1084

В московской школе №1804 произошел рейдерский захват, полагают педагоги, ученики и их родители. Во время болезни директора школы исполняющий обязанности директора был смещен руководителем окружного управления образования, на его место назначили нового, никому в школе не известного человека.


Школа №1804, она же центр образования "Кожухово", была открыта как экспериментальное образовательное учреждение почти 20 лет назад. И звание это оправдывала: четырежды лауреат российского конкурса "Школа года", в системе дополнительного развивающего образования — 116 кружков, центры допрофессионального и начального профессионального образования, филиал спортивной школы и так далее.


Несколько дней назад мирный школьный уклад был нарушен.


"В восемь часов утра в школе появились семь человек под руководством начальника округа, — рассказывает один из педагогов. — Нас, администрацию, собрали, и объявили, что хотят заменить исполняющего обязанности директора, потому что директор на данный момент на больничном. Мы сказали, что исполняющего обязанности директор назначает сам, но, тем не менее, они силой захватили кабинет директора. Начали рыться в документации, попытались включить компьютеры, у них это не получилось, начали взламывать их. На следующий день происходило то же самое, были заменены замки в разных кабинетах. В середине второго дня начали распиливать сейф из кабинета директора — болгаркой, при детях...".


К моменту выхода репортажа узнать позицию руководства окружного управления образования в отношении происходящего в школе №1804 обозревателю РС не удалось.


Для учащихся организационные проблемы тайной не остались, к тому же в школе хорошо развито самоуправление, и старшеклассники не хотят, чтобы им меняли директора.


"Наш директор, как минимум, очень грамотный человек. Во-вторых, она очень хороший человек. При ней наша школа — лучшая школа, наверное, в Москве, — говорит один из учеников. — То, что делают чиновники, если их можно так назвать — это, по-моему, полный беспредел. Заваливаться в школу с нарядами милиции, запрещать выход из нее, нарушать работу школы — по-моему, так нельзя делать, особенно если ты надзираешь за образованием".


Людмилу Курбатову на должность директора школы №1804 когда-то выбрали сами родители. 70 процентов педагогического состава школы — также из их числа. Год назад руководство школы в открытом эфире обратились к президенту РФ с просьбой разобраться в нарушениях федерального закона №94, который регламентирует проведение торгов и конкурсов для коммерческих организаций, которые сотрудничают с государственными образовательными учреждениями.


"Федеральный закон наделяет полномочиями государственного заказчика, то есть юридическое лицо школы. На самом деле происходит по-другому: окружное управление образования все стягивает на себя, проводит за всех конкурсы, и потом только распределяет, кому что, как и чего, — объясняет суть нарушений Людмила Курбатова. — Сейчас мы подготовили документы по трем торгам. Это котировка на охрану — и впервые образовательное учреждение в Москве проводит торги на охрану".


Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков полагает, что именно независимость директора в выборе партнеров и послужила причиной активного вмешательства в жизнь школы руководства окружного управления образования.


"Причина всех событий, произошедших 1 декабря в школе №1804, заключается в той самой коррумпированной системе, которая пронизывает российское общество сверху донизу, — говорит Сергей Комков. — 94-й федеральный закон от 21 июля 2005 года, который прописывает всю процедуру государственных закупок в Российской Федерации — это "золотое дно" для получения коррупционных откатов нашими чиновниками. Сегодня мы наблюдаем полное бессилие органов власти, я имею в виду правоохранительные органы. В этот же день Олег Николаевич Смолин (депутат Госдумы от КПРФ — РС.) позвонил лично прокурору Москвы Юрию Юрьевичу Семину. Официальный телефонный разговор. Господин прокурор дал указание своем помощнику, помощник дал указание прокурору округа, прокурор округа отправил прокурору района, а тот мне сказал: вы знаете, статус начальника окружного управления мне не подсуден. Я не могу с ним ничего сделать. Это говорит о бессилии нашей правоохранительной системы".