ДС:- В 92 году, во время европейских гастролей, семидесятидвухлетний пианист Дейв Брубек был дважды госпитализирован с серьезной сердечной недостаточностью. Консилиум врачей решил, что, скорее всего здоровье Брубека было ослаблено затяжной простудой. За несколько лет до гастролей Дейв Брубек перенес тяжелую операцию по аортокоронарному шунтированию сердца. Что типично для Брубека, он наотрез отказался прервать гастроли и позволил себе лишь несколько дней отдыха.
Для того чтобы понять не только этого великого джазмена, но, что, быть может, покажется странным некоторым нашим слушателям, суть самой Америки, нужно заглянуть в биографию Дейва Уоррена Брубека, в его детские и юношеские годы.
У микрофона в Париже Дмитрий Савицкий; на частотах всепроникающей «Свободы» «Время джаза». Сегодня – время Брубека:
Dave Brubeck - It's Deja Vu All Over Again
ДС: - «It's Deja Vu All Over Again», «Это уже было: много-много раз…», композиция Дейва Брубека, он же за роялем. Бобби Милителло, занявший место Пола Дезмонда, альт-саксофон; Джак Сикс – контрабас; Ренди Джоунс – ударные. Запись была сделана для фирмы «Тил’арк» в 97 году.
В шестнадцать лет он был худым долговязым юношей, крепким парнем и настоящим ковбоем. Однако в том 36 году его посещали вовсе не ковбойские мечты.
«В 30 километрах от нашего ранчо был танцевальный клуб. Я думал о том, как однажды автобус с оркестром Бенни Гудмена будет катить по дороге мимо нашего ранчо к клубу. И я, Дейв Брубек, выгоню огромное стадо прямо на шоссе и перегорожу дорогу так, что автобус вынужден будет остановиться. Затем, я спрыгну с коня, войду в автобус и там, прямо как в голливудском фильме категории «Б», будет стоять пианино, за которое я и сяду и потрясу всех своей игрой. Так и состоится мое – открытие…. Эта сцена крутилась у меня в голове каждый божий день…»
Дейв Брубек родился в Конкорде, Калифорния, шестого декабря 1920 года. В те годы Конкорд находился в 48 километрах к востоку от Сан-Франциско. Городок был небольшой – 26 тысяч обитателей. В послевоенные годы Конкорд был поглощен разросшимся пригородом Сан-Франциско, Bay Area, и стал домом фирмы звукозаписи Карла Джеферсона «Concord Jazz». Когда в городе был объявлен первый джазовый фестиваль, послушать игру Дейва пришло в три раза больше народу, чем было в городке жителей, когда Дейв появился на свет.
Dave Brubeck - Things Ain't What They Used to Be
ДС: - «Things Ain't What They Used to Be», «Нынче не то, что в прежние времена», пьеска Мерсера Эллингтона. Сольный альбом Брубека «One Alone», записанный в 2000-м году…
Дейв - младший из трех сыновей Хоуарда «Пита» Брубека, профессионального ковбоя и многократного чемпиона штата по метанию лассо. Мать Дейва, Бесси, была дочерью владельца платной конюшни (нечто вроде современной фирмы «rent-a-car», автомобиль напрокат). Пит Брубек был отправлен отцом, так же профессиональным фермером-скотоводом, на заработки в 14 лет и пришел пешком к отцу Бесси. Он настолько ему понравился, что тот не только взял Пита на работу, но и пригласил в тот же день ужинать. Судьба, видимо, так же сидела за семейным столом: Бесси и Пит не могли отвести друг от друга глаз.
«Coup de foudre», как говорят французы, «удар молнии», любовь с первого взгляда…
89 лет только что исполнилось легендарному пианисту и композитору джаза Дейву Уоррену Брубеку… В мае этого года фирма «Сони» отметила пятидесятилетие выхода легендарного винила классического квартета Брубека «Time Out» - тройным альбом, в который входят: первый Си-Ди с обновленной (ремастеринг) версией «Time Out», второй Си-Ди с концертом квартета на нью-портском фестивале 61 года. Эта запись, вернее эти бобины с пленками, были обнаружены совсем недавно. И, наконец, в альбом добавлен ДВД с тридцатиминутным интервью Брубека, в котором он рассказывает подробности записи винила «Time Out».
Добавлю лишь, что в сентябре этого года BBC WORLD выпустило документальный фильм: «Дейв Брубек – легенда джаза».
А теперь назад, к нашим ковбоям и под звуки «Time Out» - с напоминанием: это «Время Джаза» на частотах и с сайта «Свободы», svobodanews.ru. У микрофона в черном от дождей, как крышка рояля, Париже – ваш ДС…
The Dave Brubeck Quartet - Kathy's Waltz
ДС: - «Kathy's Waltz», «Катин Вальс» Дейва Брубека с легендарного диска 59 года «Time Out». Пол Дезмонд – альт-саксофон; Дейв – рояль; Юджин Райт – контрабас и Джо Морелло – ударные. Вальс начинается не с классического для вальса счета 3 на 4, с четырех на четыре, а далее идет ускорение темпа.
Катя (точнее –Kathy) – дочь Дейва.
«Time Out» был записан между 25 июня и 18 августа 59 года в Нью-Йорке на 30 стрит в Студии дома звукозаписи «Коламбия».
И вот теперь несколько слов об Америке.
Дочь владельца конюшни и жена молодого скотовода-фермера, Бесси, мать Дейва, могла себе позволить в довоенные годы отправиться учиться в Лондон у знаменитого преподавателя и композитора Тобиаса Огюстаса Матэя. Вторым учителем, учительницей Бесси была - Dame Майра Хасс. Бесси взяла в Лондон с собой старшего брата Дейва – Хэнри. Вернувшись в Калифорнию, Бесси Брубек продолжила учебу в государственном университете Сан-Хозе, затем в университете Айдахо и в Бёркли.
Когда Дейву было 12 лет, отец его получил работу у богатых землевладельцев Моффэтов (у них было гигантское ранчо возле Айон-сити в 45 тысяч акров…). Бесси перевезла в новый семейный дом, на ранчо Аройо-Секо, одно простое пианино и два концертных рояля. Все три сына уже были пианистами. Младшему она запрещала бросать лассо, чтобы он не повредил пальцы.
Сын был послушным во всем, кроме одного. Он играл не классику, а джаз.
Dave Brubeck - It's a Raggy Waltz
ДС: - «It's a Raggy Waltz», «Это вальсик в рэгтайме» или «Синкопированный Вальс», Дейва Брубека. Карнеги Холл, 21 февраля 63 года. Классический квартет с Дезмондом, Брубеком, Райтом и Морелло.
В обязанности молодого Дейва на ранчо Аройо-Секо, входила дойка коров утром и вечером. Он так же должен был заготавливать и носить на кухню дрова. Печь, на которой готовили еду для всех работников фермы, разжигали в четыре утра, и топить ее нужно было до и после ужина. Летом он так же носил воду для всей фермы, вверх по холму, из долины. Позже Дейв говорил, что дрова и вода превратили его в крепкого парня – лучше, чем штанга и гири… Летом он получал за работу по доллару в день и деньги копил. Он так же продавал яблоки в Конкорде и развозил газеты по утрам с крошечного вокзала по городу.
Все это приучило его к тяжелой работе и научило экономить деньги, так что, когда он женился и стал отцом, все эти навыки ему пригодились. Он так же привык доводить до конца любую работу. Отсюда и категорический отказ оборвать гастроли в 92 году, когда врачи выписали его из госпиталя.
Судя по всему Дейв Брубек, который по словам Дмитрия Булычева из «Джаз.Ру», нынче «лучше играет, чем ходит», в декабре не выступает. Последний концерт квартета состоялся в Чикаго 26 июня этого года. Я отсылаю вас к Дмитрию Булычеву, который написал прекрасный отчет об этом концерте.
Мы же с вами пока что все еще на ранчо Аройо-Секо, где молодой ковбой никак не может сделать выбор между отцом и матерью, между галопом в прериях и игрой на фортепьяно. Само ранчо Аройо-Секо было построено когда-то для гарнизона мексиканской кавалерии. Мексиканские и индейские ритмы всё еще звучали в долине, как и ковбойские песни.
Сам же Дейв был в курсе того, что кровь его представляет собой взрывоопасную смесь русских, английских, индейских и немецких предков. Добавим к этому внутреннему пейзажу, пейзаж внешний плюс цокот подков коня.
Дариус ли Мийо повлиял на Дейва, композитора и пианиста Третьего Течения?
Или же юность пятнадцатилетнего ковбоя, джем-сешенс и игра с приятелями на танцах, которая требовала не только таланта, но и изобретательности, а главное - выносливости. Первый сет джазмены комбо молодого Брубека дотягивали до полночи, потом был ужин, а затем второй сет.
– Мы валились с ног,- рассказывал Дейв, но договариваться о последнем танце нужно было с самими танцующими, а это были крутые ребята: фермеры, ковбои и шахтеры. Так что обычно мы просто молчали.»
Когда Дейв под утро возвращался с танцев, его поджидал отец.
– Одевайся, - говорил он, - пора работать…
Напомню, однако, что ваши приемники настроены на разновеликие частоты «Свободы». В эфире «Время Джаза» и ваш ДС…
Dave Brubeck - St. Louis Blues
ДС: - «St. Louis Blues», Уильяма Хенди. Классический квартет с классическим стандартом, 61 год.
Дейв с детства страдал косоглазием и это одна из причин, по которой он не научился нотной грамоте. Но на слух он играл, что угодно. Все, что играли ученики матери, он мог идеально повторить. В более поздние годы он освоил нотную грамоту, да и с глазами ситуация исправилась. Однако мы все помним портреты молодого Брубека в больших тяжелых очках в роговой оправе.
Итак, критический момент все же наступил. Старшие братья давно не жили на ранчо. Хэнри был ударником в оркестре Гила Эванса. Хоуард преподавал искусство игры на органе в пресвитерианской церкви в Конкорде. Отец недвусмысленно давал понять, что он хотел бы, чтобы Дейв стал наследником семейной традиции – ковбоем-скотоводом и фермером. К 1937 году перспективы музыкальной карьеры Дейва были весьма расплывчатыми. В итоге, он согласился отправиться учиться на ветеринара в колледж, чтобы по окончанию вернуться на ранчо и стать главным помощником отца.
Если бы этот проект осуществился, Дейв Брубек никогда бы не познакомился с Айолой Уитлок, и на свет не появились бы: Дариус, Майкл, Кэтрин, Крис, Дэниэл и Мэтью. Не было бы никакого «классического квартета» и международной славы. Но был бы широко распахнутый горизонт, луга в цвету, звяканье колокольчиков, привычная рысь или галоп и этот, раз и навсегда въедающийся в кожу загар, от которого нельзя избавиться даже за шесть месяцев полярной ночи.
Dave Brubeck - Lili Marlene
ДС: - Lili Marlene, Норбертра Щульце и Ханса Лайпа. Песня двух войн: первой и второй мировой. Эту импровизацию я нашел на двойном компакте «Рядовой Брубек вспоминает». Первый Си-Ди – это 14 сольных импровизаций Дейва; второй – его интервью одному из самых известных американских радио-и-теле журналистов, Уолтэру Кронкайту.
«Рядовой Брубек вспоминает..» переносит нас в 42 год, когда выпускник консерватории Дейв Брубек был призван под знамена и стал рядовым Третьей Армии Джорджа Смита Патона.
Но я всё же вернусь на лужайку Тихоокеанского Университета в Стоктоне, которая была зеленым барьером между ветеринарным факультетом и – Консерваторией.
В прошлом году на торжественной церемонии 10 декабря губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер ввел Дейва Брубека в Калифорнийский Hall of Fame, Зал Славы. 20 сентября этого года на монтерейском джазовом фестивале Дейв Брубек был удостоен докторской степени honoris causa университета Бёркли. В это воскресенье Дейва Брубека объявили почетным членом Центра Исполнительских Искусств имени Кеннеди.
Финишная прямая «Времени Джаза». У микрофона – Дмитрий Савицкий. Напомню, что вы можете так же слушать нас с сайта радиостанции svobodanews.ru. Там же вы можете оставить и ваш комментарий, в конце текста очередной передачи. Ваше мнение и ваши пожелания всегда для нас важны.
Leonard Bernstein - Dialogues for Jazz Combo and Orchestra II. Andante – Ballad
Мы должны быть безмерно благодарны профессору зоологии Тихоокеанского Университета Стоктона, доктору Арнолду, который однажды сказал Дейву:
- Брубек, ваши мысли витают не здесь, не под нашей крышей. Они там, за университетской лужайкой, в Консерватории. Будьте добры, отправляйтесь-ка туда. Не тратьте зря мое да и ваше собственное время…»
Leonard Bernstein - Dialogues for Jazz Combo and Orchestra II. Andante – Ballad
ДС: - Вторая часть (анданте, баллада) из «Диалогов джазового комбо и оркестра».
Оркестр этот - оркестр нью-йоркской филармонии под управлением Леонарда Бернстайна.
Комбо – это квартет Дейва Брубека.
Музыку написал его брат – Хоуард Брубек. Запись была сделана 30 января 1960 года.
Компакт, который я рекомендовал бы тем из наших слушателей, которые серьезно увлеклись джазом и изучают джаз. В первой части этой записи Леонард Бернстайн рассказывает, что такое джаз. Это настоящая лекция с музыкальными иллюстрациями. Затем оркестр исполняет все ту же классику: «St. Louis Blues» Уильяма Хенди, превращенный Бернстайном в Concerto Grosso (кончерто гроссо), причем на трубе солирует Сатчмо. Это запись 56 года. После чего и идут знаменитые «Диалоги»…
Учеба в консерватории закончилась скандалом. Выяснилось, что Дейв не читает с листа. Это обозначало позорное изгнание. Но для многих профессоров великолепное владение Брубеком основами контрапункта и гармонии, уравновешивало грех нотной безграмотности. В итоге диплом он получил, но должен был поклясться, что никогда не будет преподавателем музыки.
Dave Brubeck - Variations on Brother, Can You Spare a Dime
Между дипломом и призывом в армию был все же зазор. Дейв встретил свою будущую жену Айолу, которая так же была студенткой Тихоокеанского Университета однажды, когда он готовился к выступлению по университетскому радио: он снял ботинки и вынимал из карманов ключи и мелочь, чтобы, не дай бог, они не сыграли партию бубенцов. Именно в этот момент в студию вошла Айола.
– Никогда в жизни,- вспоминала она, - я не видела пианиста, который разувался бы прежде чем сесть играть…
Вскоре однако на Дейве были армейские бутсы. В декабре 44 года (он не был отправлен на передовую и не стал участником знаменитой битвы, «Bataille des Ardennes» - против контрнаступления немецких войск, которое закончилось сокрушительным поражением) только потому, что его послали на концерт «Красного Креста». Успех рядового Брубека был столь грандиозным, что ему было приказано немедленно собрать военный оркестр…
Вот здесь, в Европе, за которую он сражался и которую так любит, мы его и оставим. Оставим в компании Айолы Брубек, которой он посвятил компакт 94 года «Лишь ты да я»:
Dave Brubeck - Variations on Brother, Can You Spare a Dime
ДС: - Brother, Can You Spare a Dime, «Браток, одари четвертаком…» Знаменитая песня времен Великой Депрессии - Джея Горни (музыка) и Йопа Харбурга (слова). Песня была написана в 1932 году и, в исполнении Бинга Крозби, разошлась миллионным тиражом.
Дейв Брубек, его сольный диск 94 года «Just you, just me..».
На этом мы с Дейвом и расстанемся. Долгих ему лет и здоровья.
Я же буду вновь в вашей компании через неделю. Подкаст «Времени Джаза» вы найдете на сайте «Свободы» - svobodanews.ru. Всех благ, чао, бай-бай.
* * * * * * * *
PS: LINKS:
BBC: DAVE BRUBECK “A JAZZ LEGEND: http://news.bbc.co.uk/2/hi/programmes/world_news_america/8247489.stm
Статья Дмитрия Булычева: http://www.jazz.ru/mag/433/brubeck.htm
Для того чтобы понять не только этого великого джазмена, но, что, быть может, покажется странным некоторым нашим слушателям, суть самой Америки, нужно заглянуть в биографию Дейва Уоррена Брубека, в его детские и юношеские годы.
У микрофона в Париже Дмитрий Савицкий; на частотах всепроникающей «Свободы» «Время джаза». Сегодня – время Брубека:
Dave Brubeck - It's Deja Vu All Over Again
ДС: - «It's Deja Vu All Over Again», «Это уже было: много-много раз…», композиция Дейва Брубека, он же за роялем. Бобби Милителло, занявший место Пола Дезмонда, альт-саксофон; Джак Сикс – контрабас; Ренди Джоунс – ударные. Запись была сделана для фирмы «Тил’арк» в 97 году.
В шестнадцать лет он был худым долговязым юношей, крепким парнем и настоящим ковбоем. Однако в том 36 году его посещали вовсе не ковбойские мечты.
«В 30 километрах от нашего ранчо был танцевальный клуб. Я думал о том, как однажды автобус с оркестром Бенни Гудмена будет катить по дороге мимо нашего ранчо к клубу. И я, Дейв Брубек, выгоню огромное стадо прямо на шоссе и перегорожу дорогу так, что автобус вынужден будет остановиться. Затем, я спрыгну с коня, войду в автобус и там, прямо как в голливудском фильме категории «Б», будет стоять пианино, за которое я и сяду и потрясу всех своей игрой. Так и состоится мое – открытие…. Эта сцена крутилась у меня в голове каждый божий день…»
Дейв Брубек родился в Конкорде, Калифорния, шестого декабря 1920 года. В те годы Конкорд находился в 48 километрах к востоку от Сан-Франциско. Городок был небольшой – 26 тысяч обитателей. В послевоенные годы Конкорд был поглощен разросшимся пригородом Сан-Франциско, Bay Area, и стал домом фирмы звукозаписи Карла Джеферсона «Concord Jazz». Когда в городе был объявлен первый джазовый фестиваль, послушать игру Дейва пришло в три раза больше народу, чем было в городке жителей, когда Дейв появился на свет.
Dave Brubeck - Things Ain't What They Used to Be
ДС: - «Things Ain't What They Used to Be», «Нынче не то, что в прежние времена», пьеска Мерсера Эллингтона. Сольный альбом Брубека «One Alone», записанный в 2000-м году…
Дейв - младший из трех сыновей Хоуарда «Пита» Брубека, профессионального ковбоя и многократного чемпиона штата по метанию лассо. Мать Дейва, Бесси, была дочерью владельца платной конюшни (нечто вроде современной фирмы «rent-a-car», автомобиль напрокат). Пит Брубек был отправлен отцом, так же профессиональным фермером-скотоводом, на заработки в 14 лет и пришел пешком к отцу Бесси. Он настолько ему понравился, что тот не только взял Пита на работу, но и пригласил в тот же день ужинать. Судьба, видимо, так же сидела за семейным столом: Бесси и Пит не могли отвести друг от друга глаз.
«Coup de foudre», как говорят французы, «удар молнии», любовь с первого взгляда…
89 лет только что исполнилось легендарному пианисту и композитору джаза Дейву Уоррену Брубеку… В мае этого года фирма «Сони» отметила пятидесятилетие выхода легендарного винила классического квартета Брубека «Time Out» - тройным альбом, в который входят: первый Си-Ди с обновленной (ремастеринг) версией «Time Out», второй Си-Ди с концертом квартета на нью-портском фестивале 61 года. Эта запись, вернее эти бобины с пленками, были обнаружены совсем недавно. И, наконец, в альбом добавлен ДВД с тридцатиминутным интервью Брубека, в котором он рассказывает подробности записи винила «Time Out».
Добавлю лишь, что в сентябре этого года BBC WORLD выпустило документальный фильм: «Дейв Брубек – легенда джаза».
А теперь назад, к нашим ковбоям и под звуки «Time Out» - с напоминанием: это «Время Джаза» на частотах и с сайта «Свободы», svobodanews.ru. У микрофона в черном от дождей, как крышка рояля, Париже – ваш ДС…
The Dave Brubeck Quartet - Kathy's Waltz
ДС: - «Kathy's Waltz», «Катин Вальс» Дейва Брубека с легендарного диска 59 года «Time Out». Пол Дезмонд – альт-саксофон; Дейв – рояль; Юджин Райт – контрабас и Джо Морелло – ударные. Вальс начинается не с классического для вальса счета 3 на 4, с четырех на четыре, а далее идет ускорение темпа.
Катя (точнее –Kathy) – дочь Дейва.
«Time Out» был записан между 25 июня и 18 августа 59 года в Нью-Йорке на 30 стрит в Студии дома звукозаписи «Коламбия».
И вот теперь несколько слов об Америке.
Дочь владельца конюшни и жена молодого скотовода-фермера, Бесси, мать Дейва, могла себе позволить в довоенные годы отправиться учиться в Лондон у знаменитого преподавателя и композитора Тобиаса Огюстаса Матэя. Вторым учителем, учительницей Бесси была - Dame Майра Хасс. Бесси взяла в Лондон с собой старшего брата Дейва – Хэнри. Вернувшись в Калифорнию, Бесси Брубек продолжила учебу в государственном университете Сан-Хозе, затем в университете Айдахо и в Бёркли.
Когда Дейву было 12 лет, отец его получил работу у богатых землевладельцев Моффэтов (у них было гигантское ранчо возле Айон-сити в 45 тысяч акров…). Бесси перевезла в новый семейный дом, на ранчо Аройо-Секо, одно простое пианино и два концертных рояля. Все три сына уже были пианистами. Младшему она запрещала бросать лассо, чтобы он не повредил пальцы.
Сын был послушным во всем, кроме одного. Он играл не классику, а джаз.
Dave Brubeck - It's a Raggy Waltz
ДС: - «It's a Raggy Waltz», «Это вальсик в рэгтайме» или «Синкопированный Вальс», Дейва Брубека. Карнеги Холл, 21 февраля 63 года. Классический квартет с Дезмондом, Брубеком, Райтом и Морелло.
В обязанности молодого Дейва на ранчо Аройо-Секо, входила дойка коров утром и вечером. Он так же должен был заготавливать и носить на кухню дрова. Печь, на которой готовили еду для всех работников фермы, разжигали в четыре утра, и топить ее нужно было до и после ужина. Летом он так же носил воду для всей фермы, вверх по холму, из долины. Позже Дейв говорил, что дрова и вода превратили его в крепкого парня – лучше, чем штанга и гири… Летом он получал за работу по доллару в день и деньги копил. Он так же продавал яблоки в Конкорде и развозил газеты по утрам с крошечного вокзала по городу.
Все это приучило его к тяжелой работе и научило экономить деньги, так что, когда он женился и стал отцом, все эти навыки ему пригодились. Он так же привык доводить до конца любую работу. Отсюда и категорический отказ оборвать гастроли в 92 году, когда врачи выписали его из госпиталя.
Судя по всему Дейв Брубек, который по словам Дмитрия Булычева из «Джаз.Ру», нынче «лучше играет, чем ходит», в декабре не выступает. Последний концерт квартета состоялся в Чикаго 26 июня этого года. Я отсылаю вас к Дмитрию Булычеву, который написал прекрасный отчет об этом концерте.
Мы же с вами пока что все еще на ранчо Аройо-Секо, где молодой ковбой никак не может сделать выбор между отцом и матерью, между галопом в прериях и игрой на фортепьяно. Само ранчо Аройо-Секо было построено когда-то для гарнизона мексиканской кавалерии. Мексиканские и индейские ритмы всё еще звучали в долине, как и ковбойские песни.
Сам же Дейв был в курсе того, что кровь его представляет собой взрывоопасную смесь русских, английских, индейских и немецких предков. Добавим к этому внутреннему пейзажу, пейзаж внешний плюс цокот подков коня.
Дариус ли Мийо повлиял на Дейва, композитора и пианиста Третьего Течения?
Или же юность пятнадцатилетнего ковбоя, джем-сешенс и игра с приятелями на танцах, которая требовала не только таланта, но и изобретательности, а главное - выносливости. Первый сет джазмены комбо молодого Брубека дотягивали до полночи, потом был ужин, а затем второй сет.
– Мы валились с ног,- рассказывал Дейв, но договариваться о последнем танце нужно было с самими танцующими, а это были крутые ребята: фермеры, ковбои и шахтеры. Так что обычно мы просто молчали.»
Когда Дейв под утро возвращался с танцев, его поджидал отец.
– Одевайся, - говорил он, - пора работать…
Напомню, однако, что ваши приемники настроены на разновеликие частоты «Свободы». В эфире «Время Джаза» и ваш ДС…
Dave Brubeck - St. Louis Blues
ДС: - «St. Louis Blues», Уильяма Хенди. Классический квартет с классическим стандартом, 61 год.
Дейв с детства страдал косоглазием и это одна из причин, по которой он не научился нотной грамоте. Но на слух он играл, что угодно. Все, что играли ученики матери, он мог идеально повторить. В более поздние годы он освоил нотную грамоту, да и с глазами ситуация исправилась. Однако мы все помним портреты молодого Брубека в больших тяжелых очках в роговой оправе.
Итак, критический момент все же наступил. Старшие братья давно не жили на ранчо. Хэнри был ударником в оркестре Гила Эванса. Хоуард преподавал искусство игры на органе в пресвитерианской церкви в Конкорде. Отец недвусмысленно давал понять, что он хотел бы, чтобы Дейв стал наследником семейной традиции – ковбоем-скотоводом и фермером. К 1937 году перспективы музыкальной карьеры Дейва были весьма расплывчатыми. В итоге, он согласился отправиться учиться на ветеринара в колледж, чтобы по окончанию вернуться на ранчо и стать главным помощником отца.
Если бы этот проект осуществился, Дейв Брубек никогда бы не познакомился с Айолой Уитлок, и на свет не появились бы: Дариус, Майкл, Кэтрин, Крис, Дэниэл и Мэтью. Не было бы никакого «классического квартета» и международной славы. Но был бы широко распахнутый горизонт, луга в цвету, звяканье колокольчиков, привычная рысь или галоп и этот, раз и навсегда въедающийся в кожу загар, от которого нельзя избавиться даже за шесть месяцев полярной ночи.
Dave Brubeck - Lili Marlene
ДС: - Lili Marlene, Норбертра Щульце и Ханса Лайпа. Песня двух войн: первой и второй мировой. Эту импровизацию я нашел на двойном компакте «Рядовой Брубек вспоминает». Первый Си-Ди – это 14 сольных импровизаций Дейва; второй – его интервью одному из самых известных американских радио-и-теле журналистов, Уолтэру Кронкайту.
«Рядовой Брубек вспоминает..» переносит нас в 42 год, когда выпускник консерватории Дейв Брубек был призван под знамена и стал рядовым Третьей Армии Джорджа Смита Патона.
Но я всё же вернусь на лужайку Тихоокеанского Университета в Стоктоне, которая была зеленым барьером между ветеринарным факультетом и – Консерваторией.
В прошлом году на торжественной церемонии 10 декабря губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер ввел Дейва Брубека в Калифорнийский Hall of Fame, Зал Славы. 20 сентября этого года на монтерейском джазовом фестивале Дейв Брубек был удостоен докторской степени honoris causa университета Бёркли. В это воскресенье Дейва Брубека объявили почетным членом Центра Исполнительских Искусств имени Кеннеди.
Финишная прямая «Времени Джаза». У микрофона – Дмитрий Савицкий. Напомню, что вы можете так же слушать нас с сайта радиостанции svobodanews.ru. Там же вы можете оставить и ваш комментарий, в конце текста очередной передачи. Ваше мнение и ваши пожелания всегда для нас важны.
Leonard Bernstein - Dialogues for Jazz Combo and Orchestra II. Andante – Ballad
Мы должны быть безмерно благодарны профессору зоологии Тихоокеанского Университета Стоктона, доктору Арнолду, который однажды сказал Дейву:
- Брубек, ваши мысли витают не здесь, не под нашей крышей. Они там, за университетской лужайкой, в Консерватории. Будьте добры, отправляйтесь-ка туда. Не тратьте зря мое да и ваше собственное время…»
Leonard Bernstein - Dialogues for Jazz Combo and Orchestra II. Andante – Ballad
ДС: - Вторая часть (анданте, баллада) из «Диалогов джазового комбо и оркестра».
Оркестр этот - оркестр нью-йоркской филармонии под управлением Леонарда Бернстайна.
Комбо – это квартет Дейва Брубека.
Музыку написал его брат – Хоуард Брубек. Запись была сделана 30 января 1960 года.
Компакт, который я рекомендовал бы тем из наших слушателей, которые серьезно увлеклись джазом и изучают джаз. В первой части этой записи Леонард Бернстайн рассказывает, что такое джаз. Это настоящая лекция с музыкальными иллюстрациями. Затем оркестр исполняет все ту же классику: «St. Louis Blues» Уильяма Хенди, превращенный Бернстайном в Concerto Grosso (кончерто гроссо), причем на трубе солирует Сатчмо. Это запись 56 года. После чего и идут знаменитые «Диалоги»…
Учеба в консерватории закончилась скандалом. Выяснилось, что Дейв не читает с листа. Это обозначало позорное изгнание. Но для многих профессоров великолепное владение Брубеком основами контрапункта и гармонии, уравновешивало грех нотной безграмотности. В итоге диплом он получил, но должен был поклясться, что никогда не будет преподавателем музыки.
Dave Brubeck - Variations on Brother, Can You Spare a Dime
Между дипломом и призывом в армию был все же зазор. Дейв встретил свою будущую жену Айолу, которая так же была студенткой Тихоокеанского Университета однажды, когда он готовился к выступлению по университетскому радио: он снял ботинки и вынимал из карманов ключи и мелочь, чтобы, не дай бог, они не сыграли партию бубенцов. Именно в этот момент в студию вошла Айола.
– Никогда в жизни,- вспоминала она, - я не видела пианиста, который разувался бы прежде чем сесть играть…
Вскоре однако на Дейве были армейские бутсы. В декабре 44 года (он не был отправлен на передовую и не стал участником знаменитой битвы, «Bataille des Ardennes» - против контрнаступления немецких войск, которое закончилось сокрушительным поражением) только потому, что его послали на концерт «Красного Креста». Успех рядового Брубека был столь грандиозным, что ему было приказано немедленно собрать военный оркестр…
Вот здесь, в Европе, за которую он сражался и которую так любит, мы его и оставим. Оставим в компании Айолы Брубек, которой он посвятил компакт 94 года «Лишь ты да я»:
Dave Brubeck - Variations on Brother, Can You Spare a Dime
ДС: - Brother, Can You Spare a Dime, «Браток, одари четвертаком…» Знаменитая песня времен Великой Депрессии - Джея Горни (музыка) и Йопа Харбурга (слова). Песня была написана в 1932 году и, в исполнении Бинга Крозби, разошлась миллионным тиражом.
Дейв Брубек, его сольный диск 94 года «Just you, just me..».
На этом мы с Дейвом и расстанемся. Долгих ему лет и здоровья.
Я же буду вновь в вашей компании через неделю. Подкаст «Времени Джаза» вы найдете на сайте «Свободы» - svobodanews.ru. Всех благ, чао, бай-бай.
* * * * * * * *
PS: LINKS:
BBC: DAVE BRUBECK “A JAZZ LEGEND: http://news.bbc.co.uk/2/hi/programmes/world_news_america/8247489.stm
Статья Дмитрия Булычева: http://www.jazz.ru/mag/433/brubeck.htm