Театр «Круг» - обычные представления необычных людей

Ирина Лагунина: Мы продолжаем сегодня серию рассказов о том, как люди с ограниченными возможностями могут входить и входят в нормальную жизнь здоровых людей. Мы рассказывали о программе для глухих детей, о том, как они могут слушать музыку и как музыканты научились ценить и развивать эту способность. Это программа «Слушаем сердцем» в Санкт-Петербурге. Сегодня – об одном особом театре в Москве рассказывает Кристина Горелик.

Кристина Горелик: В Москве есть особый Театр, который воспитывает «нарушителей границ». Тех самых границ, которые не позволяют людям с отклонениями в развитии пробиться в жизнь здоровых людей. Их не понимают, их боятся, их стараются избегать. И вся работа в этом театре, а точнее, в театральных студиях Центра организации «Круг», посвящена одной цели: сломать эти барьеры, разделяющие людей с инвалидностью и людей здоровых. Показать, что люди с особенностями развития обладают ярким творческим даром, способностью воспринимать мир с удивительной открытостью и чутко улавливать ответную интонацию.
Рассказывает режиссер особого театра «Круг», педагог дополнительного образования Андрей Афонин.

Андрей Афонин: Творчество для человека – это возможность жить и возможность быть социально активным. И возможность того, что то, что ты делаешь, было признано обществом. Потому что для человека с инвалидностью это очень большая проблема, потому что очень часто, когда человек начинает получать социальные дотации, обратной стороной медали является социальное иждивенчество. В этом смысле, когда человек творит, то есть продуктивная деятельность. Творческая деятельность – это одна из немногих областей человеческой деятельность, которая доступна для людей с интеллектуальной недостаточностью, проблемами психического здоровья. И там, где они могут достигать действительно реальных качественных результатов. Потому, скажем, в другой деятельности, в бизнесе вряд ли можно представить человека с интеллектуальной недостаточностью, который там будет успешен. Здесь он успешен, он востребован. И это дает ему свободу, это дает ему возможность быть интегрированным в общество.

Кристина Горелик:Доступная среда для инвалидов – эта государственная программа почти не затронет людей с интеллектуальной недостаточностью и проблемами психического здоровья. И общественные организации мало занимаются такими подопечными, потому что сложно говорить об их реабилитации, непонятно, как представлять результаты своей деятельности. Эти люди самые незащищенные в России, считает Андрей Афонин. И предлагает выход – театр, как средство реабилитации.

Андрей Афонин: Что может служить результатом реабилитации? Именно это, что человек может существовать в обществе, может быть ему полезным. И тогда он реабилитирован, тогда он действительно на своем месте находится, а не выброшен из общества на периферию, в маргинальную среду. И очень важно, чтобы это было понято у нас в государстве, потому что на протяжение 10 лет мы организуем всероссийский фестиваль особых театров. Опять же, когда мы впервые в 2000-2001 году организовывали первый фестиваль, деятели ведомства культуры говорили нам, что то, чем вы занимаетесь – это абсурд, это невозможно, у вас не получится. Так было, когда мы организовывали первый фестиваль, так было, когда мы организовывали третий фестиваль спустя 7 лет. И здесь очень большая сложность заключается в том, что во-первых, действительно про финансирование вообще не приходится говорить, потому что не существует институционально закрепленного права заниматься такой деятельностью у людей с интеллектуальной недостаточностью. Поэтому нет ни одного государственного учреждения, которое бы целенаправленно разрабатывало бы эту тему. Соответственно, нет специалистов и нет учебных заведений, которые бы готовили этих специалистов. Нам приходится каждый раз начинать с нуля, заниматься образованием, социальными проблемами, поддержкой семьи и так далее, то есть то, что у нас не развито в государстве. Сейчас есть масса инициатив, которые занимаются этим, но, к сожалению, этого недостаточно, и опять же эти инициативы, как правило, в крупных городах, а если мы говорим о периферии, о нашей безграничной родине, то там очень все сложно. И задача нашего фестиваля – это поддержка таких особых театров. То есть мы вообще говорим о том, что такие театры существуют. И когда мы приглашаем тот или иной коллектив на фестивальную неделю в Москву, этот коллектив действительно без всяких кавычек представляет очень качественную театральную продукцию. И это наше послание обществу от нашего фестиваля, что это искусство существует и оно очень хорошего качества.

Кристина Горелик:Недавно организации "Круг" исполнилось 20 лет. Столько же лет работают в немецком городе Бремене творческие мастерские «Блаумайер-Ателье». Их участники – люди с ограниченными возможностями здоровья, чаще всего с отклонениями в развитии. Эту немецкую организацию знает, наверное, каждый второй житель Бремена. Потому что спектакли, которые ставят на сцене режиссеры этих мастерских, идут в государственных театрах, на городских открытых площадках… За картинами, которые рисуют участники творческих Мастерских Блаумайера, специально приезжают издалека. Несколько лет назад российская организация «Круг» пригласила немецких коллег на Всероссийский фестиваль особых театров. В результате родилась идея создания в Москве Театрального центра, в котором особенные люди могли бы творчески себя реализовать. Будь то театр, пение, рисование или танец.

Андрей Афонин: Мы очень долго ждали, очень хотели и готовились к этому, засылали своих агентов туда. И в результате мы очень благодарны, что мастерские "Блаумаэр" приехали на наш третий фестиваль особых театров, они привезли свои мастер-классы, привезли выставку работ своих художников. И это был первый такой, выступали на пресс-конференции научно-практической в рамках фестиваля. И это был первый приезд сюда. После чего мы стали думать, каким образом мы можем дальше взаимодействовать. Возникла такая возможность написать совместный проект для европейской комиссии, грант, который бы позволил нам разработать модель центра, занимающегося поддержкой творческой деятельности людей с особенностями развития. Потому что в настоящего время в России не существует такого центра, особенно для людей с интеллектуальной недостаточностью и проблемами психического здоровья, который действительно мог бы быть серьезным, в котором люди с особенностями развития серьезно занимались творчеством так, как это существует в Германии, так, как это демонстрируют мастерские "Блаумаэр". Люди с интеллектуальной недостаточностью могут быть просто профессионалами в этой деятельности. А у нас пока само право оспаривается, потому что не понимается, что чтобы быть наследником культуры, надо быть ее сотворцом. Это просто необходимая часть для того, чтобы человек стал активным и ответственным членом общества.

Кристина Горелик:Андреа Хербст приехала в Москву, чтобы провести мастер-класс. Она расскажет специалистам о том, как помочь обнаружить и развить у особенных людей скрытые возможности, найти свой стиль и суметь реализовать его на сцене. На протяжении всех этих 20 лет Андреа Хербст является бессменным режиссером и педагогом театральных мастерских «Блаумаэра»

Андреа Хербст: Существует несколько движений, например, одно из них началось в 80-90 годы – это движение, призванное интегрировать людей с особенностями развития в общество. И это то самое время, когда основали студию, мастерскую "Блаумаэр", это было где-то около 20 лет назад, чтобы эти люди смогли наконец выйти из своих домов и участвовать в различных проектах, в театре, делать искусство, делать театры. Но сейчас это движение испытывает небольшие проблемы, в первую очередь связано с плохим финансированием, с кризисом. Сейчас гораздо меньше денег вкладывается в эту тему, но тем не менее, она продолжает существовать. Что интересно, все хорошие актеры с точки зрения театра и многие стали очень хорошими художниками, их картины очень почитаемы среди коллекционеров. Некоторые приходят и говорят, что мы хотим картину того или иного участника студии. И это очень важно, потому что они через свое искусство смогли выразить все свои чувства. Кроме того они выработали свой собственный стиль. И это тоже сделало мастерские "Блаумайера" знаменитыми, каждый участник выработал свой собственный стиль и это привнесло свою лепту в общий стиль самой студии. И это возникло благодаря взаимодействию людей с особенностями развития и здоровыми людьми.

Кристина Горелик:Немного юмора, много импровизации и никакой жалости! Вот главные помощники в работе педагогов. Говорит Хелена Хартунг, директор по развитию творческих мастерских Блаумайера

Хелена Хартунг: В этом случае речь идет не о конкретных песнях или шлягерах, а обо всем в целом, в первую очередь об импровизации. Я считаю, что очень важно. Кроме того нужно работать во всех сферах искусства одновременно и с этой точки зрения студии-мастерские "Блаумайер" предоставляют большой спектр возможностей. И кроме того мы работаем очень много с юмором, со смешным, не только с серьезными вещами, с чем-то грустным, депрессивным, но и с чем-то веселым.

Кристина Горелик: Приведите пример веселого, юмора?

Хелена Хартунг: Очень трудно привести пример иронии – это такая контекстуальная вещь. Я считаю, что кроме иронии главное, чтобы не было сочувствия напрямую, не было жалости к человеку. Нужно воспринимать его сильные стороны.

Кристина Горелик: А еще очень важно, чтобы творчеством занимались все вместе. У особенных людей и пластика особая; здоровые люди не смогут так мягко и плавно сделать нужное танцевальное движение. Так что это хороший повод посмотреть на себя со стороны и призадуматься над собственными ограничениями…

Андрей Афонин: Творческая деятельность хороша, когда она интегрирована, то есть когда есть люди с особенностями, люди как бы без особенностей, хотя есть ли такие. Это очень действительно взаимообогащающий процесс творчества, когда молодой человек у нас занимается, студент какого-нибудь вуза и он видит, что не может так двигаться, как человек с синдромом Дауна, и это для него вопрос, что действительно совершенно особый человек, с особенными возможностями и это по особенному интересно.

Кристина Горелик: В «Мастерских Блаумайера» поют и танцуют самые обычные жители города Бремена.

Хелена Хартунг: Практически все люди приходят, совершенно неважно, кто они, это могут быть служащие, учителя. Они приходят наравне с практикантами и волонтерами, которые работают там. Но с точки зрения искусства, то есть участники этих мастерских, это могут быть самые обычные люди как мы с вами, и они могут заниматься любой деятельностью вне студии. Такова специфика мастерских "Блаумайера".

Кристина Горелик: Нужно сказать, что петь у них получается очень даже неплохо. Как учат в Бремене? Немного юмора, детского задора и непосредственности и вот мастер-класс прямо в студии Радио Свобода