Московский центр Карнеги и издательство "РОССПЭН" представили на выставке NON/FICTION книги, вышедшие в рамках программы "Религия, общество, безопасность".
Проблемы современного религиозного "ренессанса", место, которое религия занимает в обществе, деятельность общин и религиозных движений – вот далеко не полный перечень тем, которые затрагивают авторы серии "Религия в Евразии". Первые два сборника – "Религия и глобализация на просторах Евразии" и "Религия и конфликт" представил историк, сопредседатель научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко:
- Существует очень много определений религии. Я думаю, что одним из актуальных определений религии сегодня может быть некий политический или даже социально-политический фактор. Поэтому первая наша книжка была посвящена религии и глобализации. А что касается второго тома, я бы сказал, он имеет довольно мрачное название "Религия и конфликт" - зато правдивое. Правдивое - потому что, если вы посмотрите на карту, выяснится, что больше половины конфликтов в мире так или иначе связаны с религиозным фактором.
Третья книга, которая вышла в серии "Религия в Евразии"- "Двадцать лет религиозной свободы в России". В ней авторы выражают свои личные взгляды на вопросы религии в России. Одна из статей называется "Религия и художественная культура", ее автор Елена Волкова:
- В последние 20 лет происходят довольно сложные процессы. С одной стороны, церковь использует такие официальные формы советской культуры, как концерты, торжественные заседания, пытается развивать миссионерство при помощи рок-концертов, байкеров. А с другой стороны, сжигаются книги, закрываются спектакли и даже устраиваются погромы на выставках современных художников. То есть, есть очень болезненная зона конфликта между религией и художественной культурой. Она уходит, наверное, вглубь проблемы: как соотнести свободу художника, - а без свободы не может быть художественного творчества, - с церковной догматикой? К сожалению, в своей статье мне пришлось больше отстаивать право искусства на свободу, хотя в советское время искусство сделало очень много для того, чтобы религия обрела свободу.
Следующая, четвертая книга этой серии будет посвящена русской православной церкви сегодня. Интерес исследователей объяснил историк, руководитель проекта "Энциклопедия современной религиозной жизни России" Сергей Филатов:
- Удивительный рост многообразия разных форм, несмотря на крайнюю централизацию авторитарного управления церкви. В значительной степени это продолжение регионального своеобразия. Скажем, Поволжье, Урал – это регионы, где и до революции монашеская традиция была представлена слабее, там меньше исторических святынь, чудотворных икон и так далее. Их соприкосновение гораздо заметнее в Центральной России. Ситуация на территории жесткая, с другой стороны, - более практичное сознание населения, влияние политически активных старообрядцев, и протестантов. Уже сейчас мы видим, что в восточных регионах православие гораздо более социально ориентировано. Другая сторона: мы видим, что религия часто оказывается именно той сферой, где возрождается и сохраняется региональная идентичность, региональное своеобразие. Анализа современного православия очень мало. Понять, что представляет сегодня современное православие, - такая задача исследователей, как это ни странно, удивляет. И мы вот поставили перед собой задачу: попытаться раскрыть некоторые основные темы сегодняшнего существования православия в России.
В числе авторов серии "Религия в Евразии" - российские историки, социологи, публицисты, правозащитники, философы, искусствоведы.
Проблемы современного религиозного "ренессанса", место, которое религия занимает в обществе, деятельность общин и религиозных движений – вот далеко не полный перечень тем, которые затрагивают авторы серии "Религия в Евразии". Первые два сборника – "Религия и глобализация на просторах Евразии" и "Религия и конфликт" представил историк, сопредседатель научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко:
- Существует очень много определений религии. Я думаю, что одним из актуальных определений религии сегодня может быть некий политический или даже социально-политический фактор. Поэтому первая наша книжка была посвящена религии и глобализации. А что касается второго тома, я бы сказал, он имеет довольно мрачное название "Религия и конфликт" - зато правдивое. Правдивое - потому что, если вы посмотрите на карту, выяснится, что больше половины конфликтов в мире так или иначе связаны с религиозным фактором.
Больше половины конфликтов в мире так или иначе связаны с религиозным фактором
Третья книга, которая вышла в серии "Религия в Евразии"- "Двадцать лет религиозной свободы в России". В ней авторы выражают свои личные взгляды на вопросы религии в России. Одна из статей называется "Религия и художественная культура", ее автор Елена Волкова:
- В последние 20 лет происходят довольно сложные процессы. С одной стороны, церковь использует такие официальные формы советской культуры, как концерты, торжественные заседания, пытается развивать миссионерство при помощи рок-концертов, байкеров. А с другой стороны, сжигаются книги, закрываются спектакли и даже устраиваются погромы на выставках современных художников. То есть, есть очень болезненная зона конфликта между религией и художественной культурой. Она уходит, наверное, вглубь проблемы: как соотнести свободу художника, - а без свободы не может быть художественного творчества, - с церковной догматикой? К сожалению, в своей статье мне пришлось больше отстаивать право искусства на свободу, хотя в советское время искусство сделало очень много для того, чтобы религия обрела свободу.
Религия часто оказывается именно той сферой, где возрождается и сохраняется региональная идентичность, региональное своеобразие
Следующая, четвертая книга этой серии будет посвящена русской православной церкви сегодня. Интерес исследователей объяснил историк, руководитель проекта "Энциклопедия современной религиозной жизни России" Сергей Филатов:
- Удивительный рост многообразия разных форм, несмотря на крайнюю централизацию авторитарного управления церкви. В значительной степени это продолжение регионального своеобразия. Скажем, Поволжье, Урал – это регионы, где и до революции монашеская традиция была представлена слабее, там меньше исторических святынь, чудотворных икон и так далее. Их соприкосновение гораздо заметнее в Центральной России. Ситуация на территории жесткая, с другой стороны, - более практичное сознание населения, влияние политически активных старообрядцев, и протестантов. Уже сейчас мы видим, что в восточных регионах православие гораздо более социально ориентировано. Другая сторона: мы видим, что религия часто оказывается именно той сферой, где возрождается и сохраняется региональная идентичность, региональное своеобразие. Анализа современного православия очень мало. Понять, что представляет сегодня современное православие, - такая задача исследователей, как это ни странно, удивляет. И мы вот поставили перед собой задачу: попытаться раскрыть некоторые основные темы сегодняшнего существования православия в России.
В числе авторов серии "Религия в Евразии" - российские историки, социологи, публицисты, правозащитники, философы, искусствоведы.