Назначение директором музея на Соловках настоятеля монастыря остается одним из главных скандалов последнего времени. Доктор искусствоведения, заведующий лабораторией музейного проектирования Российского института культурологии Алексей Лебедев считает: за этим событием стоит ярко выраженная тенденция.
- Имеет место простая и вполне понятная жизненная коллизия. Есть имущество (земля и недвижимость), на которое претендуют два субъекта - музей (госучреждение) и монастырь (подразделение общественной организации). Интересы этих субъектов объективно противоположны, и их руководители обязаны "держать позицию". Директор музея - "государев человек" - обязан блюсти интересы госучреждения, а настоятель должен блюсти интересы своей общественной организации. Понятно, как поведет себя настоятель, став полноправным владельцем музейной печати. Он начнет использовать свое новое служебное положение для получения монастырем разного рода преимуществ в споре с музеем. Иначе зачем он согласился на директорство? Зачем духовному лицу обоз в виде не самого простого музейного хозяйства? Да и не только настоятель это понимает. Все это понимают. Начиная с министра культуры Авдеева, подписавшего новое назначение. Эта ситуация - "использование руководителем госструктуры своего служебного положения для получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме" - имеет на юридическом языке четкую квалификацию. Она называется коррупцией.
С коррупцией у нас в стране давно не все порядке. Но я не припомню случая, чтобы коррупцию учреждали официально - приказом министра. Интересно, что это происходит на фоне недавно изданного распоряжения президента РФ о том, чтобы госчиновники не занимали должностей в общественных организациях, после чего некоторые из госчиновников покинули посты в этих общественных организациях.
Главная проблема Соловецкого архипелага состоит в том, что Соловки - это не просто памятник истории и культуры, а шесть памятников:
1. Памятник природы;
2. Памятник военной истории, фортификации и инженерного искусства (база русского военно-морского флота: крепость, дамба, док и др.);
3. Памятник языческой культуры (лабиринты и другие языческие сооружения архипелага);
4. Памятник жертвам сталинских репрессий (постройки лагерного периода и другие следы ГУЛАГа);
5. Памятник героям Великой Отечественной войны (Школа Соловецких юнг);
6. Памятник русской православной культуры.
Нетрудно догадаться, что для РПЦ Соловки - памятник только в последнем смысле. А отношение к пунктам 1-5 у нее разное. Памятники 1,2,3 РПЦ будет просто игнорировать, и они постепенно придут в упадок сами собой. Но это произойдет не мгновенно. А вот памятники 4 и 5 будут уничтожаться быстро и целенаправленно. Ибо темы СЛОНа (Соловецкого лагеря особого назначения) и Школы юнг противоречат главному церковному концепту Соловков как места молитвенного уединения, вечной благости и тишины. Предполагаю, что одним из первых действий нового директора-настоятеля станет закрытие в музее ГУЛАГовской экспозиции.
Уже хорошо видно, как по мере передачи монастырю объектов и территорий на архипелаге идет планомерное уничтожение памятников советского времени. Делать это тем более просто, что эти памятники - либо сооружения ХХ века, на которых нет табличек "Охраняется государством", либо "инородные вкрапления" в постройки более раннего времени.
Например, несколько лет назад монастырю передали церковь-маяк на Секирной горе. Кто не знает: это одно из самых страшных мест Соловков - там находился штрафной изолятор Соловецкого лагеря особого назначения. Монастырь сразу произвел ремонт здания: заменил старые окна на стеклопакеты, удалил старую штукатурку, заново побелил стены. Стало чисто, светло и благолепно. Только вместе со старой штукатуркой были уничтожены граффити зэков - рисунки, письма (часто - прощальные).
Интересно, как объяснит РПЦ родным этих невинно убиенных людей, что их последние слова, обращенные к женам и детям, были уничтожены ради возрождения духовности?
Ситуация на Соловках совершенно не уникальна с точки зрения претензий церкви на собственность и землю. А вот назначение духовного лица руководителем федерального учреждения - событие беспрецедентное.
Любопытно, что церковь интересуют только те объекты, которые привлекательны с материальной точки зрения. Простой пример: почему церкви не взять себе Храм Христа Спасителя? Почему московские налогоплательщики содержат его за свой счет? Да потому, что это дорого и невыгодно для церкви.
Некоторое время тому назад Инвестиционный центр РПЦ представил свою концепцию, согласно которой РПЦ получает землю и недвижимость в историческом центре городов. Дороже этой земли и недвижимости в России нет.
Поскольку храмовые постройки и монастырские комплексы уже практически переданы, сейчас, я полагаю, речь пойдет о кремлях. Ведь те же Соловки - это не монастырь. Это кремль, на территории которого много чего находится, в том числе и монастырь. Так же, как и в московском Кремле, который можно, конечно, переименовать в Чудов монастырь и на этом основании на него претендовать...
Охота на кремли развернется в Рязани, где местный епископ хочет превратить в свою резиденцию дворец Олега - постройку гражданского назначения, расположенную на территории местного кремля. Такой же самозахват происходит в Зарайском кремле. На повестке дня - Астраханский кремль. Практически захвачен Тобольский кремль. Идет борьба за крепости в центре городов.
- Имеет место простая и вполне понятная жизненная коллизия. Есть имущество (земля и недвижимость), на которое претендуют два субъекта - музей (госучреждение) и монастырь (подразделение общественной организации). Интересы этих субъектов объективно противоположны, и их руководители обязаны "держать позицию". Директор музея - "государев человек" - обязан блюсти интересы госучреждения, а настоятель должен блюсти интересы своей общественной организации. Понятно, как поведет себя настоятель, став полноправным владельцем музейной печати. Он начнет использовать свое новое служебное положение для получения монастырем разного рода преимуществ в споре с музеем. Иначе зачем он согласился на директорство? Зачем духовному лицу обоз в виде не самого простого музейного хозяйства? Да и не только настоятель это понимает. Все это понимают. Начиная с министра культуры Авдеева, подписавшего новое назначение. Эта ситуация - "использование руководителем госструктуры своего служебного положения для получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме" - имеет на юридическом языке четкую квалификацию. Она называется коррупцией.
С коррупцией у нас в стране давно не все порядке. Но я не припомню случая, чтобы коррупцию учреждали официально - приказом министра. Интересно, что это происходит на фоне недавно изданного распоряжения президента РФ о том, чтобы госчиновники не занимали должностей в общественных организациях, после чего некоторые из госчиновников покинули посты в этих общественных организациях.
Главная проблема Соловецкого архипелага состоит в том, что Соловки - это не просто памятник истории и культуры, а шесть памятников:
1. Памятник природы;
2. Памятник военной истории, фортификации и инженерного искусства (база русского военно-морского флота: крепость, дамба, док и др.);
3. Памятник языческой культуры (лабиринты и другие языческие сооружения архипелага);
4. Памятник жертвам сталинских репрессий (постройки лагерного периода и другие следы ГУЛАГа);
5. Памятник героям Великой Отечественной войны (Школа Соловецких юнг);
6. Памятник русской православной культуры.
Уже хорошо видно, как по мере передачи монастырю объектов и территорий на архипелаге идет планомерное уничтожение памятников советского времени
Нетрудно догадаться, что для РПЦ Соловки - памятник только в последнем смысле. А отношение к пунктам 1-5 у нее разное. Памятники 1,2,3 РПЦ будет просто игнорировать, и они постепенно придут в упадок сами собой. Но это произойдет не мгновенно. А вот памятники 4 и 5 будут уничтожаться быстро и целенаправленно. Ибо темы СЛОНа (Соловецкого лагеря особого назначения) и Школы юнг противоречат главному церковному концепту Соловков как места молитвенного уединения, вечной благости и тишины. Предполагаю, что одним из первых действий нового директора-настоятеля станет закрытие в музее ГУЛАГовской экспозиции.
Уже хорошо видно, как по мере передачи монастырю объектов и территорий на архипелаге идет планомерное уничтожение памятников советского времени. Делать это тем более просто, что эти памятники - либо сооружения ХХ века, на которых нет табличек "Охраняется государством", либо "инородные вкрапления" в постройки более раннего времени.
Например, несколько лет назад монастырю передали церковь-маяк на Секирной горе. Кто не знает: это одно из самых страшных мест Соловков - там находился штрафной изолятор Соловецкого лагеря особого назначения. Монастырь сразу произвел ремонт здания: заменил старые окна на стеклопакеты, удалил старую штукатурку, заново побелил стены. Стало чисто, светло и благолепно. Только вместе со старой штукатуркой были уничтожены граффити зэков - рисунки, письма (часто - прощальные).
Интересно, как объяснит РПЦ родным этих невинно убиенных людей, что их последние слова, обращенные к женам и детям, были уничтожены ради возрождения духовности?
Интересно, как объяснит РПЦ родным этих невинно убиенных людей, что их последние слова, обращенные к женам и детям, были уничтожены ради возрождения духовности?
Ситуация на Соловках совершенно не уникальна с точки зрения претензий церкви на собственность и землю. А вот назначение духовного лица руководителем федерального учреждения - событие беспрецедентное.
Любопытно, что церковь интересуют только те объекты, которые привлекательны с материальной точки зрения. Простой пример: почему церкви не взять себе Храм Христа Спасителя? Почему московские налогоплательщики содержат его за свой счет? Да потому, что это дорого и невыгодно для церкви.
Некоторое время тому назад Инвестиционный центр РПЦ представил свою концепцию, согласно которой РПЦ получает землю и недвижимость в историческом центре городов. Дороже этой земли и недвижимости в России нет.
Поскольку храмовые постройки и монастырские комплексы уже практически переданы, сейчас, я полагаю, речь пойдет о кремлях. Ведь те же Соловки - это не монастырь. Это кремль, на территории которого много чего находится, в том числе и монастырь. Так же, как и в московском Кремле, который можно, конечно, переименовать в Чудов монастырь и на этом основании на него претендовать...
Охота на кремли развернется в Рязани, где местный епископ хочет превратить в свою резиденцию дворец Олега - постройку гражданского назначения, расположенную на территории местного кремля. Такой же самозахват происходит в Зарайском кремле. На повестке дня - Астраханский кремль. Практически захвачен Тобольский кремль. Идет борьба за крепости в центре городов.