В Третьяковской галерее на Крымском валу впервые начали экспонировать триптих "Купальщицы", автором которого является Наталия Гончарова. Это произведение одного из самых значительных мастеров русского авангарда было передано галерее в дар в 1989 году, однако не было известно ранее ни широкой публике, ни даже специалистам, и в России ни разу не выставлялось.
Написанные в 1922 году "Купальщицы", что называется, большеформатное произведение - длиною 5 метров и шириной 2,5. Долгое время триптих находился в парижской мастерской Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова, и именно из-за крупных размеров во Франции выставлялся считанные разы. В Третьяковку же трехчастная картина поступила не в лучшем состоянии и потому запасников не покидала. Отреставрировать "Купальщиц" смогли только сейчас. Так что, хотя цены на работы Гончаровой на международных аукционах бьют все рекорды, хотя художнице посвящены тома искусствоведческих исследований, эта картина оказалась практически безвестной. Признание руководителя отдела научной реставрации живописи XVIII-XIX веков Андрея Голубейко свидетельствует о том, что до поры даже сотрудники галереи были не слишком хорошо знакомы с "Купальщицами":
- Произведения, которые к нам поступили, были в очень плачевном состоянии. Авторские холсты сильно перегоревшие, тонкие, практически рассыпающиеся в руках. При этом присутствовала очень жесткая деформация, сломы, утраты красочного слоя. Вообще, трудно было понять, что на них изображено. Предполагалось, что по завершении триптих будет выставлен в индивидуальных рамах, рассчитывали, на каком расстоянии они должны находиться друг от друга. По завершении реставрации, когда их составили вместе, стало понятно, что композиционно одна работа перетекает в другую, они составляют единое целое. Сейчас мы выставили в единой раме, объединяющей все эти три части.
Получается - и об этом можно говорить с полным правом, что это - одна картина. Очень условные женские фигуры здесь не сразу вычленишь из нагромождения каких-то геометризированных фрагментов. Зато почти столетнее полотно не утратило эффекта дерзкого новаторства - за счет бодрого оранжевого цвета, обрамленного серым, коричневым и белым. Эти монументальные "Купальщицы" вместе с коллекцией других произведений оказались в национальной российской галерее по завещанию вдовы Ларионова Александры Томилиной. Заместитель директора Третьяковки Лидия Иовлева вспоминает:
- В далеком 1989 году (было это сразу после Нового года) я была дежурной 3 января, когда все, тогда еще советские, люди отдыхали.Вдруг без всякого предупреждения со стороны Министерства культуры пришел огромный фургон из Франции, из посольства, где были работы Гончаровой, Ларионова. Возникла пауза. Мы стали думать - что же делать нам без всяких бумаг? Только накладная у шофера. Отдел учета вначале отказывался вообще принимать. Шофер говорил, что он сейчас все выкинет на мороз. Ситуация трагикомическая. В общем, все это разгрузили. Мы приняли решение, что принимаем по той накладной, которая есть у шофера - по количеству ящиков, по количеству вещей, в этих ящиках представленных. Там было всего много, в том числе и работы Гончаровой. Вот таким образом появилось у нас это богатейшее собрание работ двух выдающихся русских и европейских живописцев. Что касается этой картины. Для меня она тоже во многом новая. Для меня это картина, в которой есть какой-то отголосок участия Гончаровой в дягилевской антрепризе. Именно она напоминает те декорации, которые вы сейчас можете увидеть на выставке европейских художников вплоть до Пикассо, Брака и других. Вот такие, отчасти абстрактные, отчасти кубистические, отчасти примитивистские, но все-таки очень декоративные и очень декоративно-театральные композиции.
Парижский фонд Ларионова-Гончаровой, находящийся теперь в собрании Третьяковской галереи, огромен, и потому он еще не скоро будет разобран полностью. Это значит, что любителей изобразительного искусства ждут новые открытия.
Написанные в 1922 году "Купальщицы", что называется, большеформатное произведение - длиною 5 метров и шириной 2,5. Долгое время триптих находился в парижской мастерской Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова, и именно из-за крупных размеров во Франции выставлялся считанные разы. В Третьяковку же трехчастная картина поступила не в лучшем состоянии и потому запасников не покидала. Отреставрировать "Купальщиц" смогли только сейчас. Так что, хотя цены на работы Гончаровой на международных аукционах бьют все рекорды, хотя художнице посвящены тома искусствоведческих исследований, эта картина оказалась практически безвестной. Признание руководителя отдела научной реставрации живописи XVIII-XIX веков Андрея Голубейко свидетельствует о том, что до поры даже сотрудники галереи были не слишком хорошо знакомы с "Купальщицами":
Произведения, которые к нам поступили, были в очень плачевном состоянии. Авторские холсты сильно перегоревшие, тонкие, практически рассыпающиеся в руках
- Произведения, которые к нам поступили, были в очень плачевном состоянии. Авторские холсты сильно перегоревшие, тонкие, практически рассыпающиеся в руках. При этом присутствовала очень жесткая деформация, сломы, утраты красочного слоя. Вообще, трудно было понять, что на них изображено. Предполагалось, что по завершении триптих будет выставлен в индивидуальных рамах, рассчитывали, на каком расстоянии они должны находиться друг от друга. По завершении реставрации, когда их составили вместе, стало понятно, что композиционно одна работа перетекает в другую, они составляют единое целое. Сейчас мы выставили в единой раме, объединяющей все эти три части.
Получается - и об этом можно говорить с полным правом, что это - одна картина. Очень условные женские фигуры здесь не сразу вычленишь из нагромождения каких-то геометризированных фрагментов. Зато почти столетнее полотно не утратило эффекта дерзкого новаторства - за счет бодрого оранжевого цвета, обрамленного серым, коричневым и белым. Эти монументальные "Купальщицы" вместе с коллекцией других произведений оказались в национальной российской галерее по завещанию вдовы Ларионова Александры Томилиной. Заместитель директора Третьяковки Лидия Иовлева вспоминает:
- В далеком 1989 году (было это сразу после Нового года) я была дежурной 3 января, когда все, тогда еще советские, люди отдыхали.
Что касается этой картины. Для меня она тоже во многом новая. Для меня это картина, в которой есть какой-то отголосок участия Гончаровой в дягилевской антрепризе
Парижский фонд Ларионова-Гончаровой, находящийся теперь в собрании Третьяковской галереи, огромен, и потому он еще не скоро будет разобран полностью. Это значит, что любителей изобразительного искусства ждут новые открытия.