В четверг в Москве открылся V съезд движения "За права человека". Организаторы отмечают, что нынешняя ситуация в России немногим отличается от позднесоветской. При этом социологические опросы показывают, что в представлении большинства россиян права человека ограничиваются правом на труд, образование и медицинское обслуживание.
Участники съезда, прибывшие в столицу из российских регионов, выслушают отчет руководителя движения Льва Пономарева. А вечером отправятся на Пушкинскую площадь, где ровно в 19 часов начнется необычная акция.
— Мы предложили возродить акции диссидентов советского периода, — рассказал Лев Пономарев в интервью Радио Свобода. — Они приходили к памятнику Пушкину ровно в 19 часов и снимали шапки. Все знали, что эта традиция связана с защитой прав человека и нарушениями Конституции в Советском Союзе — и диссидентов, как правило, забирали. Заранее говорю: мы уведомление не подавали. Это не митинг, не демонстрация, у нас не будет плакатов, никто не будет выступать. Это просто акция солидарности, акция, которая говорит о том, что ситуация с правами человека в современной России не намного лучше, чем она была в позднесоветское время.
— На первое место средний россиянин преимущественно ставит личные права, которые обеспечиваются государством, то есть право на бесплатное образование, право на бесплатное медицинское обслуживание, гарантированное рабочее место и оплату труда, право на жилище, — объясняет социолог Левада-Центра Денис Волков. — Это неудивительно, потому что 40 процентов населения, по нашим опросам, говорит о своей бедности. Среди других прав на первое место выходят такие как, например, свобода перемещения. Когда мы спрашиваем респондентов о том, могут ли они защитить свои права, если будет необходимость, около четверти опрошенных отвечают, что смогут. А 62 процента — что не смогут. Это объясняется тем, что государственные институты, которые призваны обеспечить защиту населения, соблюдение прав, не работают...
Память о бесплатном образовании, медицинском обслуживании и пенсии, на которую можно прожить, сохранилась с советских времен. При этом большинство людей разных возрастов и социальных групп почти не задумываются о том, что прежде всего у них есть право на жизнь
Память о бесплатном образовании, медицинском обслуживании и пенсии, на которую можно прожить, сохранилась с советских времен. При этом большинство людей разных возрастов и социальных групп почти не задумываются о том, что прежде всего у них есть право на жизнь. Такое смещение естественных человеческих акцентов руководитель движения "За права человека" Лев Пономарев объясняет тем, что в современной России право на жизнь систематически нарушается:
— Людей убивают в разных местах. Под правом на жизнь, в том числе, подразумевается право не подвергаться пыткам. Если случай с майором Евсюковым совершенно исключителен, то человек, попавший в милицию, с большой вероятностью может подвергнуться пыткам. Его будут заставлять брать на себя чужие преступления, выбивать явку с повинной. И это уже массовое явление.
Лев Пономарев считает, что в обществе мало внимания уделяется самому понятию "право на жизнь". Между тем, это право ежедневно нарушается и на Северном Кавказе, и на московских улицах, где нападают на людей неславянской внешности. О том, что в пенитенциарных учреждениях России заключенным не оказывается должная медицинская помощь, во весь голос заговорили лишь после смерти в СИЗО Сергея Магнитского.
У представителей Amnesty International особую озабоченность вызывают нераскрытые убийства правозащитников в России. В выпущенном вчера пресс-релизе организации также выражаются опасения по поводу возможной потери свободы главой правозащитного центра "Мемориал" Олегом Орловым. Против Орлова, напомним, возбуждено уголовное дело о клевете. Поводом для него стало высказывание руководителя "Мемориала" в адрес президента Чечни Рамзана Кадырова после убийства правозащитницы Натальи Эстемировой.
Российские правозащитники отмечают, что начиная с 2000 года изменения в их взаимоотношениях с властью носят скорее негативный характер. За полтора года президентства Дмитрия Медведева, по словам Льва Пономарева, никаких улучшений в этом направлении нет.