Власть консервирует неэффективность

Общественные работы — по сути, то же пособие для наименее защищенных работников, уверены эксперты.

До конца 2009 года на поддержку российского рынка труда федеральное правительство планирует направить более 37 миллиардов рублей. Из них почти 32 миллиарда региональные власти уже получили. По планам, эти деньги должны были пойти на финансирование программ, связанных с оказанием помощи людям, потерявшим работу в условиях экономического кризиса. Эксперты ставят под сомнение эффективность действий властей по борьбе с безработицей в нынешнем году.


— Предполагалось финансирование четырех видов программ, — говорит директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. — В основном это общественные работы. Второе направление —

Россияне очень тяжело воспринимают перемены, требующие принятия решений, поиска новой работы
переподготовка, третье направление — переселение, на которое удалось подвигнуть 5 тысяч человек по всей стране. И четвертое направление — открытие собственного дела. Не берусь сказать, сколько таких рисковых людей оказалось, но тоже мизерное количество, потому что на 60 тысяч рублей (а это годовое пособие по безработице) открыть свое дело нельзя. Основной упор был сделан на общественные работы. И эта форма занятости была перевыполнена: планировался 1 миллион человек, на октябрь уже было 1 миллион 200 тысяч, а к концу года будет, наверное, 1 миллион 600 тысяч. Что это дало? За очень небольшие выплаты (это 4 тысячи 900 рублей) люди согласились находиться либо на предприятиях, либо на уборке городской территории, либо в каких-то муниципальных службах и выполнять какую-то работу. Они "типа заняты". Людям, которые оказались в рисковой ситуации, такой спасательный круг был в помощь. Россияне очень тяжело воспринимают перемены, требующие принятия решений, поиска новой работы. Поэтому проще уж так. Это ментально соответствует массовой стратегии "мы пересидим кризис, и потом все будет так же, как было". Причем она общая и для властей, и для подавляющего большинства населения. Поэтому да, с точки зрения социального спокойствия, это была мера, которая многим людям помогла как-то адаптироваться. Но с точки зрения будущего России и возможности ее модернизации, эта мера просто законсервировала крайне неэффективную занятость.


С тем, что предпринятые российскими властями меры, в основном, способствуют не развитию внутреннего рынка труда, а консервации не совсем здоровой ситуации на нем, согласна и эксперт Института комплексных стратегических исследований Елена Киселева:


— Если оценивать результаты этой программы, то обращает на себя внимание тот факт, что основная часть ресурсов была направлена на наиболее простые в реализации меры. В первую очередь, на организацию общественных работ, к которым были привлечены от 85 до 90 процентов людей, принявших участие в программе. В то же время, направления, которые способствовали бы именно развитию рынка труда, а не консервации тех не совсем позитивных тенденций, которые сейчас там наблюдаются, не получили своей широкой реализации. Я сейчас говорю, в частности, о грантах на создание своего дела и на расширение малого бизнеса, а также о грантах на переезд, что способствовало бы повышению мобильности работников на рынке труда.


Более того, эксперты указывают, что разного рода программы по поддержке рынка труда пока охватывают далеко не всех российских граждан, потерявших работу в последние месяцы. Поэтому, как утверждает Елена Киселева, говорить о достижениях властей в деле борьбы с безработицей пока явно преждевременно:

Существует значительная часть безработных людей, которые не охвачены деятельностью служб занятости

— Правительство, отчитываясь о результатах программы, говорит, что ему удалось обеспечить стабилизацию официально зарегистрированной безработицы. Но не стоит забывать, что официально зарегистрированных безработных в стране около 2 миллионов человек, а общая безработица — это где-то 5,8 миллиона человек, если исходить из данных на октябрь 2009 года. То есть существует значительная часть безработных людей, которые не охвачены деятельностью служб занятости. В то же время каких-то шагов, способствующих поддержанию доходов их и их семей, сейчас не делается.


Какие изменения должно внести федеральное правительство в свою стратегию реформирования российского рынка труда? Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич:


— Здесь нет простого ответа. Очень многие люди, сидящие на этих пособиях (а так называемые общественные работы реально и есть пособия), не отличаются высокой квалификацией, они не очень конкурентны на рынке труда, им трудно переподготовить себя и начать поиск работы в новых местах. Это спасательный круг для тех, кто реально не имеет социального капитала, кому трудно (поэтому такие пособия, я думаю, не должны были получать выпускники вузов, достаточно молодые люди). В остальных надо было вкладывать совершенно другие деньги — в переподготовку, в поддержку, в создание новых рабочих мест. Разве можно, например, переподготовить человека за 1200 рублей? Это же смешно!


Эксперт Института комплексных стратегических исследований Елена Киселева также считает, что российские власти должны, в первую очередь, думать не о сиюминутной и разовой поддержке безработных, а о создании экономической среды, позволяющей им на деле применить свои возможности:


— Создается ощущение, что программа — это такое локальное заливание социальных пожаров, которые могут возникнуть в случае увольнения людей с градообразующих предприятий, прежде всего. Поэтому даже в докладе правительства пример АвтоВАЗа упоминается несколько раз. Мы знаем, какая там сложная ситуация, что альтернатив для занятости мало. Вот деньгами это и заливают — предприятию дают деньги, чтобы людей не увольняли, переучивают этих людей или отправляют их на общественные работы. Но коренным образом там ничего не меняется.


В 2010 году, согласно планам правительства, на поддержку региональных рынков труда федеральный бюджет предоставит более 36 миллиардов рублей. Заявлено, что они будут потрачены на программы, уже доказавшие свою эффективность. Однако в качестве приоритетов вновь называются организация общественных работ и временное трудоустройство работников в случае угрозы их увольнения.