Долой_рутину.ехе

Современная школа может напрочь отбить у подростков интерес к Достоевскому

На минувшей неделе блогеры активно обсуждали две отечественные проблемы разной степени вечности – коррупцию российского чиновничества и отсталость школьной программы по русской литературе. И чиновничество, и классические труды признаны несоответствующими идеям модернизации России.

Всемирный день борьбы с коррупцией в блогах был отмечен весьма широко. Одним из наиболее популярных стал постинг Григория Пернавского, в ЖЖ более известного под ником sirjones - постинг под названием "Как с ними бороться". С кем "с ними?" – ставит вопрос блогер. И отвечает:

Конечно же, с чиновниками. На всякий случай, напоминаю, что чиновник - федеральный или муниципальный - это такой человек, который должен облегчить жизнь простым людям. Например, выписывать им по требованию всякие документы. Делать это в срок и качественно. За это чиновник - который, кстати, не производит ничего - получает зарплату от государства или некоего муниципального образования. Еще раз - смысл существования чиновника в том, чтобы помочь гражданам решать свои проблемы. Это очень упрощенно, но это именно так.

Григорий Пернавский специально к празднику свел воедино некоторые правила общения с чиновником, отказавшимся сотрудничать с простым человеком. Правила просты, но – в собранном виде – вполне толковы и достойны самого широкого распространения:

1. Записать его имя и отчество и спросить куда нести жалобу. Если он откажется ответить, можно просто зафиксировать время и номер кабинета. Сам по себе отказ представиться уже является отягчающим обстоятельством.
2. Получив или не получив данные о неприятном человеке, нужно узнать, если ли в учреждении книга жалоб или ящик для подачи оных. Написать жалобу в произвольной форме.
3. Уточнить ФИО руководителя департамента, в котором служит неприятный человек, и написать аналогичную жалобу в его адрес. Наконец, написать в министерство или федеральное учреждение, к которому относится контора, в котором служит мерзавец.
4. Разместить письмо в ЖЖ или на форумах и попросить камрадов его широко пропеарить. Все это займет не так много времени, зато компенсирует испорченное настроение.

А теперь о главном. Чиновники больше всего боятся огласки. И начальник всегда будет рад спросить своего подчиненного, отчего он читает про его фокусы в газете или в интернете. Огласка - самое страшное. За это наказывают и очень жестко. И это работает всегда.


Парадоксально, однако последнее утверждение – "боятся огласки" – стало действительно работать. Не в последнюю очередь – благодаря развитию блогосферы. Схема уже выработалась: широкая огласка в блогах – интерес зарегистрированных средств массовой информации и – все чаще - реакция властей. И все чаще – отнюдь не в пользу брата-чиновника. Впервые по такой схеме два года назад отстояли главврача Тарусской больницы Ирину Олейникову, на которую пошли войной глава Тарусского же района и его заместитель по здравоохранению: тем не понравилось, что спонсорские деньги идут напрямую в лечебницу, а не по привычным начальству схемам. В результате Олейникова и по сей день возглавляет больницу, а вот районного главу и его зама сняли указом губернатора Калужской области.

С тех пор случаев успешного сопротивления чиновничеству все больше и больше. А для того, чтобы гражданское сопротивление ширилось и развивалось, следует – по мнению Григория Пернавского – немного скорректировать гражданское мировоззрение:

Нужно только понимать, что чиновник - слуга и потенциальный враг. И если при виде дружелюбного гражданина, переступающего порог его кабинета, он будет думать о том, чем ему это грозит, - а не как раскрутить человека на взятку или унизить его, - то он будет работать и делать то, для чего его посадили в это кресло. Но для дрессировки нужно время.

Чего-чего, а свободного времени в России – хоть отбавляй. Менталитет, не иначе.

* * *
Еще один аспект российской ментальности блогеры весьма активно обсудили после публикации на сетевом ресурсе slon.ru материала Леонида Клейна. Его название явно навеяно последними выступлениями президента России Дмитрия Медведева: "Модернизация страны и школьная литература".

Имеем мы вот что: абсолютное большинство классических русских литературных текстов очень талантливо, живо и правдоподобно рассказывают нам о праздных, зачастую инфантильных и просто аморальных людях. Онегин ничего не делает и по ходу дела убивает такого же, как и он сам праздного, приятеля. Печорин бездельничает агрессивно – убивает немало людей, совращает женщин и активно жалуется на жизнь. Обломов лежит на диване, мечтает, не может написать письмо управляющему и в конце концов – в качестве бесплатного приложения – достается Пшеницыной, которая откармливает его и со спокойной совестью отправляет на тот свет. Базаров вроде врач, но ему не до медицинской практики. То лягушки, то грядущая революция, то красивая телка (не одна причем) – и бац! – уже помирать пора. Раскольников... это, кажется, убийца. Или я что-то путаю?

Единственным дельным человеком в русской литературе по версии средней школы Леонид Клейн почитает Павла Чичикова – "но, во-первых, у него ничего не получилось, во-вторых, всем понятно, что он подлец и отрицательный герой".

Где видит выход Клейн? А вот где:

Нам нравятся политические, экономические и социальные успехи Запада? Тогда придется преподавать западную литературу в школе.

Для начала – можно перенести «Приключения Робинзона Крузо» и «Таинственный остров» из внеклассного чтения в обязательный список. Глядишь – лет через двадцать – появится поколение, которое захочет своими руками превратить собственную страну в цивилизованное место. Я помню, что нехорошо шакалить у западных посольств. Я предлагаю немного пошакалить у западной литературы. Ведь это не возбраняется, да? Пушкин, кстати, так делал. И в том числе и тогда, когда писал свою блистательную «Капитанскую дочку», взяв за образец романы Вальтера Скотта.


У Клейна оказалось достаточно много поклонников – особенно среди молодежи. Блогер Сергей Сумленный отметил:

Один крайне интересный историк, оказавший на мое интеллектуальное становление очень большое влияние, как-то мимоходом заметил, что текст "Робинзона Крузо" не мог появиться в начале 18-го века России. Потому что он описывает, как один простой человек, оказавшийся один, самостоятельно, с опорой на свои знания и веру в Бога формирует вокруг себя целый универсум.

Однако более пожилые блогеры отметили, что постановке проблемы – "дайте нам эффективного героя для подражания!" - лет как бы не 15-20, а то и все 30. Это первое их возражение. Второе звучит так:

Всё зависит не от программы, а от преподавателя. Даже нечего тут доказывать. А если ещё учесть, что растёт поколение, которое читает совсем мало (даже в интеллигентских семьях), предпочитая познавать мир визуальными способами - то проблема "поворачивается разными гранями".

В общем, уже и в блогах – конфликт отцов и детей. С исконной спецификой: дети взахлеб воспринимают старые тезисы, а взрослые вновь отмечаются старыми аргументами. В общем, пока модернизации школьной программы – отбой, читаем про Безухова и Базарова. Если вообще читаем, конечно.