Выборы омбудсмена – дело десятое

Питерская погода пока городской власти не подчиняется

23-го декабря в Петербурге в десятый раз будет избираться уполномоченный по правам человека. Представленные кандидатуры на этот пост, заставляют петербургских правозащитников называть эти выборы фарсом.

На минувшей неделе в Петербурге произошло событие, которое может положить конец истории, длящейся десять лет. Наконец-то определились кандидатуры на пост уполномоченного по правам человека. 10 декабря стали известны фамилии четырех человек. От фракции ЛДПР в петербургском Законодательном собрании выдвинут представитель городского парламента в Уставном суде Александр Уланов. От партии "Спаведливая Россия" - экс-губернатор Камчатской области Михаил Машковцев. От городского Правозащитного совета - вице-президент коллегии адвокатов "Санкт-Петербург" Игорь Кучеренко. Впрочем, все эти кандидатуры можно считать техническими. Ни у кого нет сомнений, что пост омбудсмена займет, поддержанный Смольным, председатель Общественного совета Санкт-Петербурга Алексей Козырев.

Фарсом назвал предстоящие 23 декабря выборы городского омбудсмена член Правозащитного совета Санкт-Петербурга Юрий Вдовин:
Мы живем в государстве, которое имитирует какие-то демократические процедуры, но имитация настолько бездарная, настолько позорная, что все это должно когда-то разрешиться какими-то коллапсом


- Городская исполнительная власть, хочет, чтобы уполномоченный по правам человека был бы подконтрольным исполнительной власти, как и все, что делается в стране, и у нас в городе в частности. Поэтому губернатор предлагает кандидатуру достаточно удобного человека – Алексея Козырева. Он достаточно конформный человек, хотя неплохой. Что касается нашего отношения к этой кандидатуре - она, так сказать, предложена именно из соображений того, что уполномоченный по правам человека будет подконтрольным. Мы не очень положительно к ней относимся, и поэтому Правозащитный совет предложил свою кандидатуру – Игоря Кучеренко. Он, не веря абсолютно в то, что его могут выбрать, сказал: "Ребята, я готов".

Наша власть принципиально не хочет иметь дело с гражданами, с тем, что называется третьим сектором, плевать она на него хотела. Возьмите хотя бы то обстоятельство, что сейчас приняли новый закон об уполномоченном по правам ребенка, но среди субъектов, имеющих право выдвигать кандидатуру уполномоченного, нет никаких общественных объединений, - есть только власть, она только имеет право предлагать человека на эту должность. Так что ситуация у нас стремительно развивается в направлении советизации, там где исполнительная власть в лице КПСС, тотальная. Мы идем к тоталитарному режиму. Дело в том, что все, что у нас происходит, назначения, выборы и все прочее, - это ситуация, которую Кафка не смог бы придумать! Мы живем в государстве, которое имитирует какие-то демократические процедуры, но имитация настолько бездарная, настолько позорная, что все это должно когда-то разрешиться какими-то коллапсом.

История с петербургским уполномоченным по правам человека длится уже 10 лет. Первые 8 лет все процедуры его избрания проваливались в городском парламенте. Лишь 4 июля 2007 года удалось выбрать на этот пост Игоря Михайлова, экс-депутата Законодательного собрания. Однако спустя два года депутаты петербургского парламента признали его кандидатуру неудачной и отстранили Игоря Михайлова от должности. И, вот, теперь предстоит десятая, юбилейная попытка избрания уполномоченного по правам человека в Петербурге.