Спасательный мяч

Члены национальной сборной Франции по футболу наблюдают за игрой команды французской Ассоциации слепых и слабовидящих футболистов (2 июня 2009 года).

Возможно ли, чтобы футболист не видел ни мяча, ни соперников, ни ворот? Возможно. Но футбол для слепых и слабовидящих – игра с особыми правилами, здесь всё подчиняется слуху. Некоторым людям, потерявшим зрение, игра помогла вновь обрести смысл жизни.

- Веди мяч, Аким! Двенадцать метров до ворот… Веди мяч! Восемь метров до ворот… Давай! Давай! Восемь метров!.. Ещё! Ещё! Давай! Ты от меня в двух метрах!.. Давай! Вот так! Хорошо сыграл!

Это тренер Кристофер Бернар тренирует команду слепых и слабовидящих игроков. Всё как в обычном футболе, только мяч позвякивает, как погремушка. А у всех игроков – специальные повязки на глазах. Тренировка проходит в восточном пригороде Парижа городке Сан-Манде. Здесь располагается Спортивная ассоциация слепых и слабовидящих футболистов. Она создана ещё в 1987 году. Но только нынешним летом французы впервые стали чемпионами Европы.

Жульен Зелела, технический директор сборной Франции, объясняет правила игры:
Во время матча слышно, как игроки всё время говорят: "Вой, вой" (по-испански это означает "Я иду")

- Это адаптированный мини-футбол. Чем он отличается от классического мини-футбола? Во-первых, мяч снабжён звуковой системой. Из-за находящихся внутри шариков мяч тяжелее, чем обычно. Он почти не отскакивает. Поэтому для того, чтобы забить гол, надо вести мяч достаточно упорно. Во-вторых, между игроками существует звуковая система ориентации. И главное правило – это голосовое оповещение. Во время матча слышно, как игроки всё время говорят: "Вой, вой" (по-испански это означает "Я иду"). Таким образом футболисты ориентируются на поле и определяют местонахождение соперника. Если игрок не говорит "вой" и забирает мяч у противника, в сторону его команды назначается штрафной удар.

У каждого игрока своя история. Кто-то инвалид по зрению с рождения, кто-то ослеп в результате несчастного случая. То, что произошло с кабилом Акимом Арезки – часть истории его родины, Алжира. Кабилы – народ группы берберов, живущий в Кабилии, регионе на севере этой страны. В 2001 году здесь вспыхнули беспорядки, которые потом назвали Printemps noir – Чёрная весна. Многочисленные манифестации были жестоко подавлены жандармами. В результате погибли более ста человек, несколько тысяч получили ранения и увечья, в том числе восемнадцатилетний Аким. В то время это был обычный молодой парень, который любил гонять мяч по улицам кабильского городка Тизи-Узу.

- Когда я потерял зрение, я понял, что больше не могу играть в футбол. Меня это убило: футбол был моей страстью, – рассказывает Аким Арезки. – Когда я узнал, что можно продолжать играть, несмотря ни на что, я был очень рад. По правде сказать, вначале было очень тяжело. Физически и особенно морально. Самые элементарные вещи, которые я легко делал, когда был зрячим, давались с большим трудом. Я ударял мимо мяча, пропускал передачи, терял контроль над мячом. Это был тяжёлый удар по психике.

С тех пор как Аким пришёл в сборную, прошло уже пять лет. Сегодня, когда наблюдаешь за тем, как точно он забивает голы в ворота противника, забываешь, что игрок – слепой.
На поле нам удаётся немного забыть о нашей инвалидности

- На поле нам удаётся немного забыть о нашей инвалидности. Мы используем другие органы чувств. Ведь, кроме зрения, есть слух. Есть знания игроков, которые играют с тобой в одной команде. Нужно слепо доверять тренеру и вратарю. Именно слепо! Эти люди буквально ведут нас во время матча с помощью голоса. Всё это вместе и называется командой, – говорит Аким.

В каждой команде – по пять игроков. Четверо – слепые или слабовидящие, а пятый – зрячий. Это вратарь. Он помогает ориентироваться игрокам своей команды. Ещё двое зрячих, тренер и гид, направляют игроков в центральной части поля. Кристофер Бернар, тренер Акима, работает с командой около года. Тренировать слепых и слабовидящих – это практически быть их глазами во время игры. Поэтому и устанавливаются особые отношения между зрячим и незрячими.

- Я как будто заново открываю для себя футбол. С новой стороны. Ведь нужно приспосабливаться к особенностям игроков. Для меня огромное удовольствие, что они мне доверяют. Между нами устанавливаются гораздо более близкие отношения, чем между обычными игроками. И на футбольном поле, и за его пределами, – объясняет тренер Кристофер Бернар.

В будущем году, в августе, французская сборная сыграет на чемпионате мира в Англии.

(Сюжет из рубрики "Истории Запада и Востока" программы "Время свободы – дневной выпуск".)