Самураи заняли музей

47 самураев разместились в московском музее имени Пушкина

Приближение новогодних праздников в Музее изобразительных искусств имени Пушкина решили отметить выставкой цветных гравюр, сюжеты которых европейскому зрителю могут показаться экзотичными, а, быть может, и сказочными. Это серия работ Утагавы Куниёси под названием "Жизнеописания 47 самураев".

Лиля Пальвелева: Строго говоря, гравюры посвящены кровавым событиям и грозным людям. Однако в первую очередь обращаешь внимание на то, как затейливы и декоративны изображения. Тела самураев (неважно, сражаются они или пребывают в созерцательном покое) изогнуты самым сложным образом, и многоцветные одежды вокруг них разлетаются вихрем. Эту серию создал живший в XIX веке японский мастер Утагава Куниёси, вдохновившийся реальными событиями века XVIII-го - историей о том, как 47 самураев больше года вынашивали план возмездия за гибель своего хозяина, потом таки отрубили обидчику голову, после чего все вынуждены были сделать себе харакири.

Все 55 гравюр предоставил на выставку частный коллекционер Александр Орлов-Кретчмер. Ему понадобилось около 15 лет для того, чтобы составить самое полное в мире собрание этой серии:

- В собрании - только оригиналы, созданные художником в 1847-1848 годах. Собирал по всему миру, во многих странах, на многих аукционах, во многих галереях, у многих коллекционеров. Удалось собрать полностью всю серию вместе с вариантами.

Гравюры требовалось не просто собрать, но и научно обработать. Дело в том, что каждая гравюра снабжена особым текстом, посвященным воину.
Я думаю, это будет интересно молодежи. Эта история - наглядный пример того, что такое порядочность, долг, честь

- Важна не только полнота коллекции. Важно то, что впервые все листы переведены, - подчеркивает Александр Орлов-Кретчмер. - Я думаю, это будет интересно молодежи. Эта история - наглядный пример того, что такое порядочность, долг, честь. Когда я собрал все воедино, последний кусочек мозаики открыл всю картину. Вот тогда и родилась мысль издать полный каталог. Тогда же и появилось предложение выставить всю эту коллекцию здесь. Персонажи - реальные люди с их недостатками, с особыми характерными чертами. Здесь сложные родственные и дружеские связи. Просто настал момент, когда они все стали стопроцентными героями, а до этого они вели очень разную жизнь. В большинстве текстов упоминается о том, что этот персонаж совершал то-то или встречался с тем-то, или писал стихи, или воевал, или выпивал с каким-то другим героем. Это как информация о семье: ты понемножку узнаешь членов одной команды – самурайского братства.

Художника так и называли: Куниёси, рисующий воинов. Это патриотический стиль, очень характерный для Японии того времени - эпохи всеобщего романтизма...

Японский романтизм, о котором упоминал Александр Орлов-Кретчмер, лишь отдаленно напоминает романтизм европейский. Здесь возвышенное и приземленное соседствует на равных. Приглядимся к надписи одной из гравюр. Про одного из самураев сообщается, что "он блестяще владел копьем, в точности мастерства превосходил многих, любил выпить, и постоянно днем и ночью от него шел винный дух. К рукояти меча он привязывал бутыль с сакэ и ходил с ней повсюду. Но, имея склонность в выпивке, в еде соблюдал простоту и был бережлив. По характеру был прямодушен".