"Чистая вода" попала в странные руки?

Знает ли спикер Госдумы Борис Грызлов о том, как относятся ученые к его соавтору Виктору Петрику?

Рабочая группа "Единой России" готовит обоснование для принятия государством программы "Чистая вода". Владельцев одного из патентов на технологию очистки воды двое: крайне неоднозначно оцениваемый в научных кругах Виктор Петрик и спикер Госдумы Борис Грызлов.

Эта история началась в 2007 году. Партия "Единая Россия" всерьез занялась проблемой жидких радиоактивных отходов, буквально отравляющих нацию. Был проведен всероссийский конкурс на лучшие системы очистки воды, победителем которого стал холдинг "Золотая формула" с фильтрами, придуманными Виктором Петриком. Проводя исследования фуллерена, Петрик создал порошок со странным названием "углеводородная смесь высокой реакционной способности", сокращенно УСВР. Материал этот, по словам его создателя, включает в себя букет уникальных особенностей, главная из которых - способность очищать землю от разного рода загрязнений. Испытания этого материала прошли в Санкт-Петербурге под контролем заместителя министра МЧС Сергея Хетагурова. Коллектив Петрика привез с собой генератор по выработке углеводородной смеси и, по его утверждению, всего за три дня полностью очистил загрязненную воду.

Принятие государством программы "Чистая вода" готовится рабочей группой "Единой России" во главе с вице-спикером Совета Федерации Светланой Орловой. Правда, по словам ответственного секретаря рабочей группы по координации и подготовке государственной программы "Чистая вода" Александра Каткова, метод Петрика пока никто не принимал за основу:
Я не понимаю, почему такой сейчас идет резонанс по системе. Программа еще не принята, деньги на нее не выделены

- Разработана комплексная программа, и она не основана на каких-то отдельных решениях. И нигде - если вы посмотрите программу - нигде ни слова нет про системы Петрика. То есть, это одно из возможных решений, и это решение локальное, важное, как само направление: очистка воды для детских садов, школ и так далее. Но программа носит комплексный инновационный характер, затрагивающий все направления водоподготовки и водоотведения. Я не понимаю, почему такой сейчас идет резонанс по системе. Программа еще не принята, деньги на нее не выделены. И когда все это произойдет, то, естественно, у нас есть 94-й федеральный закон, по которому должны проводиться конкурсы; и общество будет все это контролировать.

- В этом году у меня состоялась встреча в Российской Академии наук, в Институте общей неорганической химии, где
Теперь каждый журналист, каждая газета будет обязана осветить те события, которые произойдут в результате экспертизы моих изобретений в различнейших учреждениях Российской Академии наук
присутствовало пять академиков, - рассказал Виктор Петрик в интервью Радио Свобода. - После моего шестичасового выступления и наших дискуссий они приняли решение, что необходимо созвать более расширенное количество академиков. Во второй раз пришел 21 академик, в том числе вице-президент Солнцев и вице-президент Алдошин. Мы провели восемь часов, после чего ко мне, в мою лабораторию, приехала делегация. Была демонстрация различных экспериментов, были взяты заборы различной продукции, которая является результатом моих изобретений. Я никогда не предлагаю к рассмотрению изобретение, у которого нет результатов в виде конкретной продукции. Далее при Российской Академии наук создана инициативная группа по изучению значения моих изобретений, всего четырнадцать штук. Одно из них прошло техническую комиссию, прошло наблюдательный совет и уже полностью удостоверено в Роснано. Я сегодня считаю этот день моим счастливым днем. Теперь каждый журналист, каждая газета будет обязана осветить те события, которые произойдут в результате экспертизы моих изобретений в различнейших учреждениях Российской Академии наук. Очень тяжело продвигать их.

Известного эколога Алексея Яблокова настораживает в программе "Чистая вода" ненаучный подход. Хотя, как подчеркивает академик Яблоков, проблема очистки воды в мире существует:.

- Необходимость очистки воды, загрязненной радионуклидами - это огромная проблема, с ней бьются во всем мире. До сих пор она решалась и решается с помощью ионообменных смол. То, что в прессе сообщается насчет какой-то прорывной новой технологии, связанной с углеводородами, с фуллеренами, мне кажется недостаточно научно обоснованным. В той форме, в какой об этом говорится в прессе, это похоже на шарлатанство.

В январе 2009 года Борис Грызлов, сославшись на экспертов, предположил, что общие затраты на реализацию проекта "Чистая вода" до 2020 года могут составить 15 триллионов рублей. Однако летом Грызлов заявил, что можно обойтись и 10 миллиардами в год. Следует напомнить, что Борис Грызлов и Виктор Петрик – совладельцы патента на ту самую технологию, позволяющую (по мнению Петрика) очищать воду. Сотрудник журнала "Вокруг света" Александр Сергеев видит опасность в смычке людей власти с подобного рода учеными:

- Научным журналистам приходиться напоминать ученым о том, что нельзя пропагандировать лжеученого - даже если он так или иначе связался с какими-то политиками, высокопоставленными людьми. Наша цель - просто обозначить, что такие вещи находятся на виду у общества; вот и все. Дальше уже дело самой Российской Академии наук понять, будет ли она вообще обращать внимание на сигналы от общества или нет.

- Каким образом Виктор Петрик мог оказаться подрядчиком государственной программы, которая финансируется на государственные деньги?
Проблема заключается в том, что в том виде, как он изложен, патент вообще не представляет ничего нового

- На эту тему могу дать два ответа. Один формальный и четкий: я не знаю. У меня нет документов или каких-то иных объяснений, почему и как именно это произошло. Могу только сослаться на единственную вещь - это патент на технологию очистки воды, который совместно зарегистрирован Виктором Петриком и спикером Думы Грызловым. При этом на сегодняшний день я даже не могу точно сказать, есть ли там вообще какая-то технология или это лишь слова на пустом месте. Похоже, что некоторая технология – может быть, созданная не самим Петриком, а то ли купленная у кого-то, то ли, может, даже и не купленная, - возможно, что и существует; что-то испытывалось. Каковы реальные качества - пока трудно сказать. В научном журнале, например, была достаточно разгромная статья на эту тему.

- Можете ли вы доступным языком объяснить, в чем абсурдность той научной или лженаучной идеи, патент на которую принадлежит Виктору Петрику и Борису Грызлову?


- Проблема заключается в том, что в том виде, как он изложен, патент вообще не представляет ничего нового. Это в некотором смысле дубль старой технологии, уже ранее отработанной и существующей, но не дающей необходимого эффекта. Плюс к этому могу сказать, что важен тот шум, который это сопровождает. Фантастический шум - о том, что какая-то установка (внутренности которой не показывают, принцип действия которой является фактически секретом фирмы) якобы способна превратить любую жидкость, которую в нее загружают, в питьевую воду.

- Может быть, это не ноу-хау, но это патент. И он, видимо, будет использоваться в реализации программы "Чистая вода", на которую выделяются деньги. Не означает ли это, что владельцы патента будут получать крупные финансовые суммы?


- Безусловно, в этом и состоит суть патентного права в его идеальном воплощении: изобретатель имеет право получать за изобретение деньги, а государство охраняет его монопольное право на применение этой технологии или изобретения. В данном случае Грызлов и Петрик являются, кстати говоря, не изобретателями: в патенте, который зарегистрирован в Роспатенте, они указаны как владельцы патента. Именно они могут выставлять свои условия, на которых они дают право пользоваться своим изобретением.