Михаил Бергер: "Он практически принес себя в жертву"

Михаил Бергер

О Егоре Гайдаре вспоминает Михаил Бергер, в 1997-2001 годах — главный редактор газеты "Сегодня":


— Я потрясен сообщением о смерти Егора Гайдара, которого знал много лет. Мы познакомились, когда он еще работал в газете "Правда", а я — в "Известиях", мы коллеги. Я всегда с огромным уважением и вниманием следил за всем, что он делал. И, конечно, главное его дело — это начало новой российской экономики и новой российской жизни, которая непосредственно связана с именем Егора Гайдара (который был фактически премьер-министром), с правительством Гайдара, с экономикой Гайдара. Хотя, напомню, тогда формально премьером был Ельцин, Гайдар реально руководил правительством. И нет никаких сомнений, что Гайдар — фигура историческая, масштабная. С ним связана либерализация цен, которая позволила вернуть товары в магазины, хотя, конечно, добром это не вспоминают, а помнят только ценовой шок, который случился в начале 1992 года.


Гайдар — один из самых блестящих аналитиков и экспертов российской и мировой экономики, человек, который глубоко и по-настоящему чувствовал взаимосвязь экономических процессов как в национальном российском масштабе, так и в мировом. Кроме того, конечно, он был очень сильной личностью. Потому что решиться на то, на что он решился в конце 1991 года, на формирование правительства и дальнейшую его работу, связанную с принятием непопулярных мер, мог только очень сильный человек. Человек, который практически принес себя, свои планы, свою карьеру в жертву ради большой цели — сложного, тяжелого реформирования развалившейся экономики, какой она была в последние годы существования Советского Союза.

Люди, которые разделяли его взгляды, его судьбу, на многие годы остались рядом, были рядом всегда. И это говорит о том, что его личность харизматична, притягательна Write Your Quote Here ...

Что касается лично Егора, то он был человеком чрезвычайно, просто удивительно деликатным, какими, как мне кажется, не бывают люди, которые занимают такие высокие позиции в государственной иерархии. Я общался с ним, хотя и не входил в близкое окружение, и видел все это, видел, что круг друзей, которые были рядом с ним, сохранялся. Люди, которые разделяли его взгляды, его судьбу, на многие годы остались рядом, были рядом всегда. И это говорит о том, что его личность харизматична, притягательна.


Мне кажется, что Гайдар сыграл чрезвычайно важную роль в новейшей истории. И, как это часто бывает, роль эта недооценена. И только со временем, может быть, даже через 10 лет мы, оглядываясь, будем думать о том, как много сделал этот человек. Несмотря на то, что не все получалось, я думаю, что новая жизненная эпоха началась и вместе с ним, и потому, что он.


И, конечно, ужасно и трагично. Ушел хороший человек. Человек очень интересный, глубокий, который, наверное, многое в этой жизни не доделал.